ДУХОВНОЕ БОГАТСТВО
Мы не просто идем в будущее, мы
боремся за него, воспитываем себя для него, накапливаем то богатство, без которого
плохо жить
«ЧТО ЗНАЧИТ УМЕТЬ ЖИТЬ?»
Такой диспут провели
старшеклассники одной школы при социализме. Первой выступила девочка, которая
сказала: «Мне не нравится сама постановка вопроса, сама тема нашего диспута.
Уметь жить — это нехорошо звучит, в этом как
будто призыв приспособиться, сделать получше для себя... Я считаю: не нужно
уметь жить. Умеют мещане, обыватели, плохие люди...» И сразу возник спор.
«Можно уметь жить по-разному, — кричали ребята.— Можно так, как ты говоришь, а
можно... знаешь, кто умел жить? Ленин! Он умел так распределять свое время,
чтобы не пропадало ни минуты; он умел смеяться, как бы ни было трудно; умел быть внимательным к людям, как бы ни был
занят; умел думать прежде о других, а потом уж о себе...» Встала еще одна
девочка и сказала: «Мы спорим о том, как надо жить. Я этого не знаю. Но я знаю
точно, как не надо жить: только для себя». Кто-то негромко спросил из
угла: «А почему? Ведь все говорят: надо жить для других. Почему не для себя?»
Это очень важный вопрос. Прежде
чем говорить и думать о духовном богатстве человека, мы должны разрешить для
себя эту основную, главную проблему, а сформулировать ее можно по-разному: для
кого живет человек? Илп: что такое счастье? Или: что значит уметь жить? Ведь
все эти вопросы сводятся к одному и тому же!
Вспомним горьковского Ларру. Вы
помните: гордый и холодный Ларра считал, «что таких, как он, нет больше», и хотел
жить для себя одного. Ларра убил девушку, когда она оттолкнула его. «Но она не
твоя!» — сказали ему люди.—«Разве вы пользуетесь только своим?» — спросил Ларра. — «Я вижу, что каждый человек имеет
только речь, руки и ноги... а владеет он животными, женщинами, землей... и многим
еще...» И вот после этого Горький
пишет слова, над которыми нам с вамп следует задуматься: «ему сказали на это,
что за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью. А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым».
Можно ли «сохранить
себя целым»? Можно ли жить, ни за что не
платя «собой, своим умом и силой»? Да, можно так жить. Но тогда не сохранишь
себя целым.
Представьте себе человека, который
больше всего на свете заботится о своем драгоценном спокойствии и благополучии.
Ему хорошо, он даже считает себя счастливым. Он встает утром, жена подает ему
завтрак, он идет на работу. Неважно, где и кем он работает: слесарем, учителем,
артистом, сапожником, врачом... Неважно, потому что, не желая платить собой,
этот человек не получает радости от своего труда. Он отбывает свое рабочее
время — на заводе, в школе, в театре, в мастерской, в поликлинике — и спешит домой. У него нет друзей: ведь друзьям надо отдавать частичку
себя, а он не хочет этого делать. Вот он поднимается по лестнице, входит в
квартиру. Жена подает ему обед. Скорее всего, она не работает, она-то платит
собой за то, чтобы мужу было спокойно жить... Скорее всего, у них нет детей:
дети шумят, мешают. Но даже если ребенок есть, он замолкает, чтобы не мешать
папе, он не бегает, не играет, не задает вопросов — он тоже платит собой за папино спокойствие. Вечер проходит тихо, у
телевизора илп за газетой. У соседей заболела дочка, ей мешает шум телевизора.
Наш герой не выключает его: зачем же он будет платить своим удовольствием за
чужое благополучие? Наступает ночь, а назавтра утро, и все начинается сначала,
и так проходит жизнь!
Вы скажете, что в этой картине
сгущены краски. Что ж, может, так оно и есть. Может, какой-нибудь живой,
конкретный Иван Иванович выключит, «так и быть», телевизор, чтобы не помешать
больной девочке. Но разве в этом дело!
Иван Иванович «умеет жить», с его
точки зрения. Он даже счастлив, с его точки зрения. Он, может быть, и богат, с
его точки зрения: у него есть деньги, телевизор, квартира, хрустальные вазы,
ковры. А с нашей точки зрения, он не умеет жить, он несчастен, он ннщнй.
Кто не платит собой, тот ничего
не получает,— вот ведь в чем дело! Не получает
радости, веселья, удовлетворения трудом, восторга дружбы, любви, преклонения
перед природой, спокойной совести, благодарности людской, уважения людского — ничего не получает. Более того, кто не платит собой, тот не может
«сохранить себя целым». Ведь каждому человеку дано от природы очень многое: ум,
который нужно развивать; тело — оно требует закалки, спорта; чувства — их надо воспитывать, нх надо использовать, иначе они окостенеют, умрут.
Сохранить себя целым — это значит использовать в жизни
все, чем наградила тебя природа. Как же ты сохранишь себя, если не будешь
тратить?
Итак, выбор существует: можно
жить ни за что не платя, но ничего и не получая. А можно иначе. Попробуем пойти
по другой дороге, посмотрим, какова она.
жизнь—подвиг
Зачем Александр Матросов закрыл своим телом дот? Зачем пошла в разведку
Зоя? Зачем Сережа Тюленин поджег фашистский штаб, а потом биржу, зачем,
обессиленный, обреченный на смерть, помог бежать Ковалеву, «боролся так, как
если бы он боролся за свою свободу»? Зачем, наконец, взошла на костер Жанна
д'Арк?
Вы скажете: все это вопросы для
маленьких детей. Что тут трудного: эти люди — патриоты, они отдали свои жизни за великое дело, мы пх помним, любим и
учимся у них. И вы будете правы... но только, знаете, это очень интересно — задуматься посерьезнее над «вопросами для маленьких детей». Вы думаете,
Александру Матросову, и Зое, и Сереже, и Жанне д'Арк, и Джордано Бруно, и Александру
Ульянову, и Пестелю не хотелось жить? Так почему бы Жанне д'Арк не остаться
пастушкой, Павлу Пестелю не учить солдат маршировать, Александру Ульянову не
стать просто адвокатом?
История рассказывает нам о
множестве людей, проживших свою жизнь нелепо, по мнению нашего Ивана
Ивановича, а с точки зрения истории—прекрасно, возвышенно и очень счастливо.
Известный вам всем Константин
Эдуардович Циолковский был школьным учителем в Калуге, и в его обязанности
вовсе не входила разработка проблемы межпланетных полетов. Зачем же он целую
жизнь мучился над этой проблемой, отдавал своим занятиям и ночи, и короткие
часы, отведенные на отдых? Ведь тогда, в дореволюционную эпоху, научная работа
не давала Циолковскому ни славы, ни денег, а только порождала насмешки соседей,
не понимавших ученого! А он не мог иначе. Для
него в мучительной и, казалось, бесперспективной работе было счастье
Софья Ковалевская, первая
женщина-математик, преодолела такпе трудности, какие пе вставали на пути ни
одной женщины. Зачем? Разве не спокойнее была бы ее жизнь, стань она просто
женой и матерью. Ковалевская не хотела с п о к о й с т в и я — так она понимала счастье.
А женщины-революционерки! Совсем
молоденькие девушки, уходившие из богатых, обеспеченных родительских домов на
опасную, голодную, полную маленьких и больших забот, трудностей, бед,
революционную дорогу... Былп ли онп счастливы? Был ли счастлив Ф. Э. Дзержинский,
ведь он полжизни провел в тюрьмах, заболел там туберкулезом, знал, что обрекает
себя на мучительную и раннюю смерть? Былп ли счастливы все те герои революции,
о которых Маяковский сказал, что умерли они «от трудов, от каторг и от пуль, и
никто почти — от долгих лет»?
Жил и работал в Саратове скромный
учитель гимназии Николай Гаврилович Чернышевский. Учил детей, писал
диссертацию, любил девушку... Мог бы сделать карьеру, читать угодные пачальству
лекции, копить деньги. А вместо этого встал во главе революционной молодежи,
печатал прокламации, организовывал кружки. Знал, прекрасно знал, что впереди
тюрьма, каторга, может быть, казнь... И все-таки жил именно так, а не иначе.
Зачем?
Чернышевский в романе «Что
делать?» изложил свои взгляды на жизнь. Вот что говорит герой романа Кирсанов:
«Всякий человек эгоист, я тоже... если я раз поступлю против всей своей
человеческой натуры, я навсегда утрачу возможность спокойствия, возможность
довольства собою, отравлю всю свою жизнь».
Понимаете мысль Чернышевского?
Каждый человек — эгоист. Это значит, что он хочет
быть счастлив, заботиться о себе, о своем собственном благополучии. Но настоящий человек не может быть счастлив в
одиночку. Он будет страдать от страданий близких ему людей. Значит, чтобы быть
счастливым, он будет заботиться об этих людях. Если же плохо его Родине, он
будет бороться за нее, потому что без нее нет ему — лично ему — счастья.
Все это имеет прямое отношение к
Сереже Тюленину, н Джордано Бруно, п Александру Ульянову. Они боролись н умерли
за свое счастье, ибо не могли быть счастливыми без победы своих идей, а победа
требовала человеческих жизней.
Точно так же Циолковский не миг
быть счастлив без своей работы над «космическими проблемами», Софья
Ковалевская — без занятий математикой. А Ф. Э. Дзержинский
был счастлив и в тюрьме, потому что и там он продолжал бороться за победу
своих идей.
Эти люди — герои, они совершили подвиг. А обычная, каждодневная жизнь, которой живем
мы с вами, — есть ли в ней место подвигу? В
молодости кажется, что ты опоздал родиться. Позади — романтика первых лет революции и гражданской войны, позади — Великая Отечественная война, и даже первый полет в космос уже стал
историей... Что же осталось на долю тех, кому сегодня четырнадцать-пятпадцать
лет?
Во-первых, осталось многое.
Откройте обычный, будничный номер любой газеты. Вы прочтете о людях,
покоряющих целину и строящих города в тайге, о героях науки, о покорителях
природы, об открытиях и трудностях... Даже у нас на земле еще так много неоткрытого,
уж не говоря о космосе!
А во-вторых, почему-то многим
ребятам калюется, что подвиг совершается мгновенно, в какую-то
одну-едннственную заветную минуту: бросился в воду за тонущим ребенком,
ринулся в пылающий дом, взлетел в космическом корабле... А ведь ко всему этому
нужно готовиться. Никто не возьмет в космос неподготовленного человека, и точно
так же не совершит неподготовленный человек никакого, даже самого
«естественного» подвига: даже в реку не бросится — если не умеет плавать, не приучил себя думать о людях, уметь жертвовать
для них своими делами и удобствами.
Каждая жизнь может и даже должна
быть подвигом. Только тогда она будет по-настоящему счастливой. Если каждый наш
день будет небольшой победой над с о б о й, над тем плохим, что еще есть
в нас,— ленью, пассивностью, равнодушием,
— то каждый наш день будет готовить нас к тому, чтобы
совершить большой, настоящий подвиг, если он потребуется. А ведь это и есть
счастье — знать, что ты идешь к подвигу! А
ведь это и значит уметь жить.
«Так жить трудно! — скажете вы. — Каждый день что-то в себе
преодолевать, делать над собой усилия... трудно!» Давайте откроем еще раз
Чернышевского. Вот что он отвечает на наши сомнения:
«Жертв не требуется, лишений не
спрашивается — их не нужно. Желайте быть счастливыми
— только, только это желание нужно.
Для этого вы будете с наслаждением заботиться о своем развитии — в нем счастье. О, сколько наслаждений развитому человеку! Даже то, что
другой чувствует как жертву, горе, он чувствует как удовлетворение себе, как наслаждение,
а для радостей так открыто его сердце, и как много их у него! Попробуйте:
хорошо!»
Вот об этом самом — о тех радостях, которых много у развитого человека, и пойдет наш разговор.
Какие же радости открыты перед нами? От каких радостей отказался наш Иван
Иванович?
ТВОРЧЕСТВО
Существует довольно
распространенное, хотя и абсолютно неверное мнение, что творят только
отдельные, избранные люди. Остальные работают — и только. И профессии, мол, делятся на творческие: писатели, физики, актеры,
художники, геологи — и нетворческие: все остальные.
Эту теорию придумали люди ленивого ума, чтобы оправдать свое нетворческое
отношение к своим профессиям: врача, бухгалтера, трубоукладчика, учителя,
завхоза, портнихи, маникюрши, милиционера...
Нет нетворческих профессий. Есть
люди-творцы и люди-ремесленники. В обществе будущего, к которому мы идем, все
люди будут творцами — вот увидите!
Что же такое творческий труд?
Прежде всего он приносит радость и заботу. Нет, не только удовольствие:
волнение, боль, поиски — обязательно. Без этого не
получишь радости. Видели вы, как сдает заказчику готовое пальто или костюм
хороший портной? Он ни за что не отдаст свою работу без примеркп. Любящий свое
дело портной потребует, чтобы заказчик надел новую вещь. Он обязательно что-то
еще подправит, никому, кроме него, не видное; потом отойдет и, волнуясь,
засмотрится на свою работу, как художник на только что законченную картину. А
ремесленник сунет вам сверток и поспешит откланяться: его ждет новая работа, и
в ней снова не будет ни желания сделать хорошо, как можно лучше, ни сомнений,
ни поисковой радости—всего того, что есть в работе
творца. А ведь, на первый взгляд, портной — какая будничная профессия!
Один водитель или кондуктор
троллейбуса просто прокричит пассажирам: «Следующая — Дворцовая площадь». А другой добавит: «Направо — Зимний Дворец, налево — Адмиралтейство. Перед нами — Дворцовый мост, за ним — Академия наук, Военно-морской музей. Приезжим советую выйти п посмотреть
Медного всадника — он недалеко, налево по
набережной». Мелочь, да? Но эта мелочь не только приятна пассажирам, она
украшает и одухотворяет работу самого водителя.
А «нянечки» в школе, санитарки в больнице! Вы сами знаете, какая трудная,
грязная и, казалось бы, неблагодарная у них работа! Но есть женщины, выполняющие
эту работу творчески. Им небезразлично настроение ребят и больных, они
заботятся о людях, с которыми работают, им интересны
эти люди — а тогда пх работа оказывается
благодарной, потому что не могут люди не заметить и не оценить их скромного
творчества.
Иногда спрашивают: «Как не скучно
учителю каждый год повторять одно и то же?» Это тс спрашивают, кто понятия не
имеет о творчестве. Разве ученики каждый
год те же? Меняются классы, меняются люди — ребята ведь растут, умнеют день ото дня. Растет и учитель, все больше
узнает, все больше любит свое дело. И каждый год, каждый класс — новый этап его творчества, новые поиски, заботы, радости!
В колхозе «Победа» на Кубани
работает на утиной ферме пожилая женщина, Мария Акимовна Захарчевская. Про нее
говорят, что на ферму она не идет, а словно на крыльях летит. И молоденькие
девушки, помощницы Марин Акимовны, перенимают у нее увлеченное, творческое
отношение к такой негероической, на невнимательный взгляд, работе — выращиванию уток. Когда кто-то пожалел маленьких, пушистых утят: «Бедненькие,
без мамки!» — то одна из девушек даже возмутилась: «Как без мамки? А мы?!»
И таких людей ведь не единицы, а
тысячи: простых тружеников, а в то же время творцов, увлеченных своим делом. И
каждый нз вас, конечно, может и сам назвать людей, так относящихся к работе,— в цехе, на поле, на ферме, в больнице...
Нет нетворческих профессий. Есть
разное отношение к труду — творческое и ремесленническое.
Какое лучше?
Это опять-таки не простой вопрос.
Легче быть ремесленником: отработал положенное время и гуляй себе. Голова, как
говорится, не болит. Но зато до чего же скучно ремесленнику на работе! Как
хочется ему уклониться, отделаться хоть на день от труда, в котором он не видит
ни смысла, ни интереса! II начинается... день прогулял, другой — проболел (вызвал врача — удалось обмануть), на третий — опоздал. Через месяц, а может полгода (дело не в сроках), решил, что ошибся
в выборе профессии, надо искать другую. Ушел с работы, недели две погулял— хорошо! Поступил на новую работу — опять скучно. Так можно и всю жизнь проскучать, провозглашая для самоутешения
лозунг о том, что, мол, творческих профессий мало. А можно н совсем уж
скатиться вниз: сменив десяток работ,
заняться хлопотными и
непочтенными делами вроде скупки и продажи разных предметов — иначе говоря, стать спекулянтом, тунеядцем. Или ... ну, словом, и до преступления может довести вот это
самое легкое, ремесленническое отношение к труду.
Творчески работать очень трудно.
Вот именно — в прямом смысле: болит голова от забот
о своем труде. Ни днем, ни ночью не оставляют эти заботы. Но зато интересно же!
Воспитателю детского сада не менее интересно постигать характеры своих
трехлетних воспитанников, чем Иннокентию Смоктуновскому обдумывать роль
Гамлета, хирургу оперировать сердце, а химику синтезировать живой белок.
Каждый пз вас видел, вероятно,
такую картину: на лесах возле строящегося дома стоит человек и красит стену. А
внизу — толпа, с интересом наблюдающая,
как он работает. В трех метрах от маляра ту же работу выполняет другой
человек, но вокруг него никого не видно. Почему? Да потому, что первый работает
красиво, а второй — обыкновенно. Существует
неповторимая красота физического труда, вызывающая зависть. Есть люди, умеющие
поразительно легко, вдохновенно пилить или колоть дрова, штукатурить, класть
печи, заворачивать пакеты... Секрет нх работы прост— им интересно ее делать.
Как же добиться, чтобы тебе было
интересно работать?
КАК НАЙТИ СВОЕ ПРИЗВАНИЕ?
Есть счастливцы — они с детства выбрали свою дорогу.
Один с наслаждением чистит клеткп
белых мышеи, заполонил дом ежами и черепахами... Другой, забыв о невыученном
задании по истории, сидит над схемой радиоприемника. Третью не вытащить пз
коровника: ей телята очень нравятся, она с наслаждением чистит их, кормит,
убирает за ними... Четвертый с детства стал книголюбом, часами сидит в библиотеке,
трепетно перелистывая страницы редких книг...
Ну, а как быть обыкновенному
мальчику или девочке, если нет у них никакой ярко выраженной склонности?
Прежде всего давайте договоримся:
не ждите ничьей помощи в этом самом важном жизненном решении. Выбрать
призвание за вас не может никто — ни папа, ни мама, ни учитель, как не могут они найти вам друга или
любимую. Посоветовать, подсказать — другое дело. Но выбор,
но главное решение — за вами.
Для того чтобы найти, надо
искать. Поздно начинать эти поиски, растерянно выйдя из дверей школы с аттестатом зрелости в руках. Можно оказаться в положении того
юноши, который написал на бумажках названия всех вузов своего города,
положил нх в шляпу и, зажмурясь,
вытащил... Театральный! Начинать
поиски надо гораздо раньше: в десять — двенадцать лег. Идите в кружки,
присматривайтесь к работе своих
родителей, читайте книги о разных профессиях, отправляйтесь в туристские
походы — там многому можно научиться, многое узнать. А главное — научитесь относиться с интересом к любой работе. Это очень важно — воспитать в себе такое умение. Например, самое будничное
дело — уборка класса после уроков. Это до смерти скучно,
если не владеть одним секретом: всякое дело
приятно делать хорошо.
Приятно, когда посуда вымыта и блестит, пол натерт, брюки или платье выглажены,
но приятен и процесс превращения посуды нз грязной в чистую, пола — нз тусклого в сияющий, рубашки — из мятой, жеваной в ровненькую, без единой складочки. Этот секрет не всем
открывается сразу. Но он обязательно
приходит к тому, кто хочет его узнать.
То же самое — и с науками пли,
по-школьному, с предметами. Скучна, допустим, человеку география. Скучна
потому, что она не открыла перед ним своей увлекательности. Преодолей скуку.
Займись географией сверх программы— читай о ней побольше. Увидишь, как тебе
станет интересно!
Говорят: талант дается человеку
от природы. Да, конечно, это верно. Но можно развить, воспитать свой талант, а
можно и «закопать его в землю». То же относится и к умению работать с
интересом. Его можно воспитать в себе, можно и убить. А это умение так
облегчает выбор профессии!
Если ты не знаешь, где твое
призвание, если мечешься и ищешь, не спеши пристроиться куда-нибудь. Подумай,
поразмысли над тем, где всего нужнее сейчас, сегодня специалисты. Возьмись за
ту работу, которая нужнее всего людям, сумей полюбить ее. Может, ты и воспитаешь
в себе призвание к этой работе. А
если даже поймешь, что она тебе никак не по душе, все равно ты приобретешь
очень важное качество — любовь к труду вообще. А с этим
качеством ты продолжишь поиски и обязательно найдешь себе работу по сердцу.
ОБРАЗОВАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ
Вам, вероятно, приходилось
слышать такпе речи: «Ну, что это за человек — без диплома. Даже высшего образования не получил!» Осуждать человека за то,
что у него нет диплома. — разве это правильно? В жизни его могли быть самые разные причины,
помешавшие получить высшее образование. Но его знания, его культура, его общая
образованность и осведомленность в своен специальности вовсе не одним дипломом
определяются.
Вот два специалиста. Один не кончил
института, но всю жизнь совершенствовался: учился то на курсах повышения
квалификации, то в университете марксизма-ленинизма, то в университете
культуры. Читал книги по своей специальности, и не только по ней, изучал опыт
товарищей. Другой кончил институт и, придя с дипломом на работу, никогда больше
ничему не учился, постепенно теряя своп знания и навыки. Кто вам больше по
душе? Мне — определенно тот, что без диплома.
Есть люди, полагающие, что стоит
только ходить в школу, на курсы, в институт, техникум — и механически получишь знания. Такие люди либо не осиливают курса наук-,
либо кое-как выползают пз своего учебного заведения с дипломом плп справкой, но
с малыми знаниями. Образование — это труд, и, как всякий труд, оно требует интереса, уснлпй, мысли, любвп — требует творчества. Вспомните, как учился Ленин! Разве мог бы он, при всех
свопх гениальных способностях, кончить в короткий срок университет без чьей бы
то ни было помощи, если бы не воспптал в себе мужественного, волевого, творческого
отношения к занятиям!
Образование — процесс активный. Ни алгебра, ни физика, ни история, ни английский язык не
входят в наше сознание сами по себе, без нашего участия, без нашего желания,
без усилий нашей воли, без упорного труда!
В Советской стране перед каждым
человеком открыты любые возможности для образования. Вот юноша кончил восемь
классов. Перед ним — множество путей. Он может
поступить в техникум, ремесленное училище, в девятый класс общеобразовательной
школы, в музыкальное, художественное училище, в медицинское, педагогическое
училище, в школу торгового ученичества, может идти работать и учиться в школе
рабочей или сельской молодежи. Выбор огромный. Возможностей великое множество.
Но как нх реализовать?
Именно это громадное множество
возможностей порождает иногда у девушек и юношей иждивенческие,
«захребетннческне» настроения: пусть меня научат, пусть меня устроят, пусть за
меня выберут... И ... мрачное разочарование, письма в
газеты: «Мне не нравится моя работа, моя учеба. Помогите, устройте,
направьте...»
Образование требует ответственного
к нему отношения. Мы уже говорили с вами
о выборе призвания. Так же, с той же степенью серьезности надо выбирать пути для
образования.
Какого человека молено назвать
образованным? Некоторые ребята считают: того, кто знает все. А ведь узнать
все просто невозможно. Людские познания безграничны, и ни одной человеческой
жизни не хватит на то, чтобы познать все накопленные человечеством богатства
науки, техники, искусства. Но стремиться к тому, чтобы каждый день узнавать
новое,— это и значит быть образованным
человеком.
Всесторонне образованный человек — тот, кто отдался влечению к какой-то одной отрасли знания, но не закрывает
глаза и на другие. Он развивает свой ум, талант, культуру, изучая, допустим,
химию или математику, но его умение мыслить, наслаждаться знаниями позволяет
ему быстрее и серьезнее овладеть и другими науками, н искусством, чем тому, кто
не испытал радости познания своего дела.
Несколько лет назад на страницах
«Комсомольской правды» развернулась дискуссия между «физиками» и «лириками».
«Физики» утверждали, что в наш век освоения космоса людям не нужны литература,
живопись, музыка — можно прожить и без искусства,
одними техническими познаниями. «Лирики» настаивали: нет, «и в космосе будет
нужна ветка сирени». Спор этот разрешил первый же полет в космос: все мы
помним, что Юрий Гагарин в своем космическом корабле пел. Потом мы узнали о
любви Германа Титова к поэзии Пушкина, об увлечении космонавтов Павла Поповича,
Андрияна Николаева, Валентины Николаевой-Терешковой, Валерия Быковского и Алексея
Леонова искусством, о пристрастиях к лирике первого в мире космического
коллектива — Комарова, Феоктистова, Егорова...
Разве это не убедительный пример, когда по-настоящему образованные люди,
владеющие и своей специальностью, н научными знаниями, увлекаются искусством и
спортом!
Раньше, до революции, когда для
большинства людей пути к обучению не только в институтах и университетах, но и
в гимназиях были закрыты, многим приходилось заниматься самообразованием,
учиться только по книгам.
После революции люди пз школ и
вузов шли на фронты гражданской войны, иа работу по восстановлению народного хозяйства. Отечественная война снова
оторвала многих людей от парт — нужно было защищать страну. Эти люди доучивались после войны — ив различных школах, и в вузах, много занимались самообразованием.
В наши дни слово самообразован
и е приобрело совсем иной смысл. Оно значит
расширение и углубление своих знаний
Образованному человеку всегда хочется
учиться. Замечательная учительница
Елена Сергеевна Маслова, работавшая многие годы директором ленинградской 189-й
школы, часто говорила: «Я не могу перестать учиться. Как же мне тогда жить?» В
пятьдесят лет она окончила университет марксизма-ленинизма, а потом принялась
за углубленное изучение эстетики— науки о прекрасном. Мы знаем удивительные примеры того, как учились люди
всю свою жизнь. Известный баснописец И. А. Крылов пожилым человеком изучил
древнегреческий язык; Л. Н. Толстой до последних дней жизни продолжал
изучать поэзию, музыку, интересовался индийской философией, читал книги об
освободительном движении народов Востока.
Образованный человек никогда не
перестает учиться. Он посещает лекции, кружки, концерты, диспуты, он читает
книги, изучает новые открытия науки — форм самообразования много. Главное же, что вам надо запомнить,
образование человека кончается только с его жизнью. И это не беда, а радость, потому
что знания приносят нам именно радость.
ЧЕМУ МОЖНО
УЧИТЬСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ
Давайте отвлечемся от нашего
разговора и поедем отдохнуть за город. Представьте себе: сегодня суббота, мы
свободны, веселы, у нас за плечами рюкзаки, мы уже на вокзале, входим в вагон
электрички... Сегодня мы поедем нз большого города подальше-подальше, в лес. на
озеро... Вот мы уже идем по песчаной дороге куда глаза глядят. Слышите — среди леса звенит гитара, звучит песня. Это туристы, молодежь... А мы все
дальше, все глубже в лес — вот и речка. Возле нее — палатка. У палатки— двое. Они уже не молоды. Что
заставило нх бросить теплый, уютный дом, городской асфальт, электричество,
газ, телевизор? Зачем они здесь, в лесу,
собирают сухие сучья, несут в котелке воду?
Оказывается, их тянет в лес, на
озеро, к речке — их привлекает природа.
Вот завтра утром, рано, еще до восхода, их разбудят птицы. Потом из-за реки,
там, где лес расступается, пойдут по небу красные пятна, все ярче — н встанет солнце. Это не может надоесть!
Немолодые люди на туристских
тропах встречаются все чаще. Зимой вы можете видеть на лыжах целые семьи, летом
— в палатках на острове нлп на
склоне горы, в расщелинах скал, возле водопадов, в степи мы встретим студента,
академика, группу школьников н известного писателя.
Но вот в том же вагоне
электрички, который вез нас в лес, мы видели парнишку лет пятнадцати. Его
звали на озеро, а он пренебрежительно отмахивался: «Я и на даче посижу, в
карты сыграю». Зимой он откажется от лыжного похода: «Зачем? Я лучше возле
батареи останусь, телевизор погляжу». Это духовное убожество. Человек беден
радостями, его радости однообразны, он лишил себя природы, роман
т и к и, трудностей, он обеднил свой
мир.
А мы с вами что получили в нашем
путешествии? Ночь в лесу, рассвет над рекой, блаженную усталость после дня,
проведенного в походе. Мы унесли с собой целое богатство: воспоминание о
костре, об озере, к которому мы неожиданно вышли, о той елке — помните, она стоит отдельно от всех деревьев на круглой поляпе? Наше
богатство — красота, которую мы увидели и
оценили в этом лесу. И, самое удивительное, наш поход не кончился. Через месяц
или полгода мы откроем книгу, в которой раньше пропускали описания природы,—
они казалпсь нам скучными и ненужными, потому что мы еще до них не доросли.
Теперь мы прочтем нх другими глазами.
...Пред ними лес.
Недвижны сосны
В своей нахмурешюн красе.
Отягчены пх ветви все
Клоками снега. Сквозь вершины
Осин, берез и лип нагих
Сверкает луч светил ночных.
Дороги нет. Кусты, стремнины
Метелью все занесены,
Глубоко в снег погружены.
Разве может постичь эти строки
тот, кто никогда не видел зимнего леса? Разве ощутит он за ними то, что
чувствуем мы с вами,— знакомую и всегда новую красоту
природы? Так, оказывается, объединяются в нашем сознании природа и искусство.
Что волнует нас в пейзажах
Левитана? Почему не может наскучить его «Золотая осень» или «Над вечным
покоем»? О чем мы думаем, стоя часами перед этими картинами? Трудно ответить на
этот вопрос — ведь каждый думает о своем. II
все-таки все мы думаем о прекрасно
м — этим и дорого искусство.
Все вы видели, вероятно, как быстро, мгновенно раскупаются в магазинах
кнпгн по истории живописи, репродукции картин, даже открытки. И все вы, к
сожалению, видели скучающие лица в той молчаливо-восторженной толпе
посетителей, что каждое утро заполняет залы музеев и выставок. «Я уже была в
Эрмитаже, сколько же туда ходить?» — это, увы, подлинное высказывание одной девятиклассницы. А другая бежит в
Эрмитаж, едва кончатся уроки, п проводит там долгие часы и будет проводить из
года в год ... А третья бережно собирает н
хранит репродукции картин, представленных в Эрмитаже, и мечтает хоть раз
приехать из далекого колхоза в знаменитый музей... Зачем?
Пойдемте вместе в Эрмитаж.
Остановимся у картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Многие из вас не
знают, наверное, библейской легенды, положенной в основу картины. Но разве в
ней дело? Нас привлекает сюда снова и снова не старая история, а те человеческие
чувства, которых мы не можем не видеть на лицах людей, изображенных на картине.
Даже в фигуре сына, стоящего на коленях спиной к зрителю,— и боль, и стыд, и радость, и раскаяние... сколько мыслей о жизни, о наших сегодняшних
отношениях с людьми возникает у нас!
Пройдем в другой зал. Вот
маленькая, вроде бы и незаметная картина. Почему же она специально охраняется?
Почему возле нее всегда столько народу? Это «Мадонна Лптта» Леонардо да Винчи. Прислушайтесь — о ней спорят. Леонардо писал ее сотни лет назад, а сегодня она по-прежпему
вызывает волнения, споры, возвышает людские сердца. Потому что материнство,
изображенное на картине, вечно. Потому что вечна боль матери за свое дитя, и
страх за него, и мечта о счастье ребенка, и желание, чтобы он был честен и
тверд, добр и смел...
Искусство не сразу и не всякому
открывает свои тайны. При первом осмотре Русского музея, например, мы можем н
не заметить небольшой картины Сурикова «Памятник Петру 1 на Сенатской площади в
Петербурге». А придешь сюда второй, и третий, и пятый раз — постоишь перед этой картиной — и по-новому поймешь сумрачный город, оставшийся за дверями музея, и не
сможешь уже не любпть его...
«Зачем передают по радио
симфонические концерты? Эта музыка
непонятна и скучна». Такое тоже еще
можно не только услышать, но и прочитать в письмах, присланных в раднокомитет.
Да, конечно, скучна тому, кто не подготовлен к ней, кто не накопил еще духовного
богатства. А вот мы с вамп, вернувшись нз нашего лесного похода, успели еще
попасть на концерт и слушаем Чайковского. Что-то новое просыпается в нас при
звуках музыки, что-то вспоминается нам — и лес, и ощущение красоты, и главные, очень важные наши мысли, и стремление
быть лучше, честнее,
чище...
А вот и наши знакомые — пожилая пара. Помните, мы видели этих людей в палатке у костра? Сколько раз
слышали они Пятую симфонию Чайковского! И снова пришли сюда, усталые. Что даст
им эта музыка в двадцать пятый раз? Очень многое. То, что закрыто нелюбопытному,
равнодушному сердцу, — мысли и чувства, воспоминания и мечты, острое ощущение
красоты жизни, человеческого Духа, бодрости, стремления к счастью!
«Так ведь они же старые!» — скажете вы. Ну и что же? Старый не тот, у кого седая голова. Помните, еще
Пушкин хотел показать в своем Онегине «преждевременную старость души». Можно
постареть в двадцать лет и сохранить молодость в шестьдесят. А помогают сохранить
молодость искусство, природа, спорт — то, что создает полноту ж и з н и, то, что человек накапливает всю жизнь,— духовное богатство.
Искусство учит нас многому. Оно
поднимает каждого человека: и того, кто до сих пор не любил стихов, не слушал
симфоний, довольствовался аляповатыми ковриками на стенах, и того, кто с
детства, с юности полюбил музейные залы, и тишину перед концертом, и раздвигающийся
занавес театра.
Невежественные люди любят
говорить о произведениях искусства: «Я этого не понимаю, значит, это дрянь,
ерунда, никому не нужно!» Так, в «ерунду» можно зачислить и стихи Маяковского,
и трагедии Шекспира, и музыку Шостаковича, Бетховена, и картины Рубенса,
Нестерова, Сарьяиа...
А ты постарайся понять! А ты
скажи себе: «Может, это я пока еще не дорос? Может, стоит попробовать,
попытаться понять?»
Человек, обогащенный искусством,
тем и отличается, что он постоянно, каждый день, каждый год старается понять
что-то новое, обогатиться еще и еще, развить свой вкус, вырасти духовно.
ЧТО ТАКОЕ ИДЕЙНОСТЬ?
У меня есть ученик. Странный
мальчик... Мы все (и ребята и я) вот уже больше года не можем понять, всерьез
он говорит с нами или играет какую-то нелепую роль. Если играет, это нам
кажется глупым. Если серьезно исповедует те взгляды, которые провозглашает на
уроках, собраниях, диспутах, в обычных разговорах, тогда это страшно.
Что же он говорит? Первый,
излюбленный его тезис: «Я не хочу быть хорошим человеком. Хорошим людям труднее
жить. Я хочу быть просто порядочным». Второй: «Порядочный человек — тот, кто не делает подлостей, когда это ему не очень необходимо». Третий
(уж мне, в личном разговоре): «Я не люблю наших ребят. Они слшпкпм идейные».— «А что это значит — идейные?» — «Ну, они слишком правильные. Очень много думают. Они считают, что над всем
в жизни надо думать».— «А ты как считаешь?» — «А я — что думать надо как можно
меньше». — «Почему?» — «Так лучше».
Этому мальчику пятнадцать лет, и я
все-таки думаю, что по крайней мере половина его речей — глупая поза. Так что надеюсь, верю, что нам удастся убедить его, и он будет
смотреть на жпзнь иначе.
Но вот откуда это берется? Почему
не он один — есть и другие ребята, относящиеся
к высокому слову «идейность» неодобрительпо?
Придется нам вернуться к
размышлениям о человеческой жизни, к Александру Матросову и Жанне д'Арк, к
героям Чернышевского, к Сергею Тюленину. Его пример будет, пожалуй, всего
убедительней, всего понятней. Почему он боролся с фашистами? Потому, что не мог
жить под их властью. С этим вы согласны, не правда ли? Невозможно жить под
властью ненавистного, жестокого н отвратительного врага и не бороться с ним.
Вот посмотрите, что говорил Гитлер: «Я могу быть свободен от многочисленных
предрассудков... Я себя чувствую хорошо... Мы вырастим молодежь, перед которой
содрогнется мир: молодежь резкую, требовательную и жестокую... Я хочу, чтобы
она походила на диких зверей». Такова была идея Гитлера. Краснодонскому
мальчику Сереже Тюленину настолько ненавистна эта идея, что он готов был
бороться против нее любой ценой, даже ценой жизни. Но ведь Сережа не просто не
согласен с идеей Гитлера, у него своя идея: люди должны быть людьми, а не
молодыми зверями. Люди должны быть не жестокими, а гуманными. Люди должны не бояться
друг руга, а помогать друг другу. И эту свою идею, как и ненависть к идее
фашизма, Сережа разделял с Зоей, Матросовым и двумястами миллионами граждан
Советского Союза.
Значит, существуют такие идеи, за
которые ие жаль отдать жизнь? Это идея свободы Франции — для Жанны д'Арк; идея победы справедливости, равенства, уважения к
человеку — для Чернышевского и его героев;
идея борьбы с фашизмом за свободу Родины — для героев Отечественной войны; идея победы разума — для многочисленных героев и мучеников науки.
А для моего ученика — за какую пз своих идей он не пожалеет жизни? За ту, что не надо быть
хорошим человеком? Или за ту, что нечего много думать над жизнью?
Нет у него такой идеи, за которую
не жаль отдать жизнь. И поэтому он нищий
дух
о м. Как и те мальчики, что
бросаются высокими словами, пренебрегают ими, потому что не доросли до них.
Тем и отличается настоящий человек, что у него обязательно есть идеи, убеждения.
Такие твердые убеждения, за которые он всегда будет бороться, при любых обстоятельствах.
Вы думаете, у вас их нет, этих
убеждений?
Представьте себе, как это ни
невероятно, что в вашем присутствии кто-то оскорбил пашу страну. Вы стерпите,
смолчите? Никогда. Я видела парнишку, который с кулаками бросился на человека,
грязно, отвратительно отозвавшегося о Пушкине. Парнишка был небольшой, а враг
его — сильный мужчина. И он отступил
немедленно, извинился, взял свои слова обратно — такова сила убеждения.
Идеи, убеждения не обязательно
должны быть политическими. Есть нравственные идеи, например: человек должен
быть честен; нельзя молчать, когда видишь подлость; нельзя допускать
несправедливости...
В нашей стране за эти убеждения
не надо было отдавать жизнь — они были приняты всем народом, приняты государством. Но от этого они не становятся
менее важными. И бороться за них все равно приходится, хотя бы с такими ребятами, как
мой ученик. Бороться не против этих ребят, а за них, за то, чтобы они приняли,
поняли и разделили наши идеи.
Мы уже говорили, что жизнь
человеческая может быть духовно бедной н богатой. Зависит это от нас самих. И
если бедная жизнь включает в себя только заботу о своем узком и низменном
мире, то богатая открывает мир высоких наслаждений: творчества и образования,
искусства п природы, идей и борьбы, мир разнообразнейших отношений между
людьми, без которых не бывает полного счастья.