ДУХОВНОЕ  БОГАТСТВО

 

 

 Мы не просто идем в будущее, мы боремся за него, воспитываем себя для него, накапли­ваем то богатство, без которого плохо жить

 

«ЧТО ЗНАЧИТ УМЕТЬ ЖИТЬ?»

Такой диспут провели старшеклассники одной школы при социализме. Первой выступила девочка, кото­рая сказала: «Мне не нравится сама постановка вопроса, сама тема нашего диспута. Уметь жить это нехорошо звучит, в этом как будто призыв приспособиться, сделать получше для себя... Я считаю: не нужно уметь жить. Умеют мещане, обыватели, плохие люди...» И сразу возник спор. «Можно уметь жить по-разному, кричали ребята.Можно так, как ты гово­ришь, а можно... знаешь, кто умел жить? Ле­нин! Он умел так распределять свое время, чтобы не пропадало ни минуты; он умел смеяться, как бы ни было трудно;  умел быть внимательным к людям, как бы ни был занят; умел думать преж­де о других, а потом уж о себе...» Встала еще одна девочка и сказала: «Мы спорим о том, как надо жить. Я этого не знаю. Но я знаю точно, как   не  надо  жить:  только для себя». Кто-то негромко спросил из угла: «А почему? Ведь все говорят: надо жить для других. Почему не для  себя?»

Это очень важный вопрос. Прежде чем гово­рить и думать о духовном богатстве человека, мы должны разрешить для себя эту основную, главную проблему, а сформулировать ее можно по-разному: для кого живет человек? Илп: что та­кое счастье? Или: что значит уметь жить? Ведь все эти вопросы сводятся к одному и тому же!

Вспомним горьковского Ларру. Вы помните: гордый и холодный Ларра считал, «что таких, как он, нет больше», и хотел жить для себя одного. Ларра убил девушку, когда она от­толкнула его. «Но она не твоя!» сказали ему люди.«Разве вы пользуетесь только своим?»  спросил Ларра.  «Я вижу, что каждый чело­век имеет только речь, руки и ноги... а владеет он животными, женщинами, землей... и мно­гим еще...» И вот после этого Горький пишет слова, над которыми нам с вамп следует заду­маться: «ему сказали на это, что за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью. А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым».

Можно   ли  «сохранить себя целым»?  Можно ли жить, ни за что не платя «собой, своим умом и силой»? Да, можно так жить. Но тогда не сохранишь себя целым.

Представьте себе человека, который больше всего на свете заботится о своем драгоценном спокойствии и благополучии. Ему хорошо, он даже считает себя счастливым. Он встает утром, жена подает ему завтрак, он идет на работу. Неважно, где и кем он работает: слесарем, учителем, арти­стом, сапожником, врачом... Неважно, потому что, не желая     платить   собой, этот чело­век не получает радости от своего труда. Он отбывает свое рабочее время  на заводе, в шко­ле, в театре, в мастерской, в поликлинике и спешит домой. У него нет друзей: ведь друзьям надо отдавать частичку себя, а он не хочет этого делать. Вот он поднимается по лестнице, вхо­дит в квартиру. Жена подает ему обед. Скорее всего, она не работает, она-то платит собой за то, чтобы мужу было спокойно жить... Скорее всего, у них нет детей: дети шумят, мешают. Но даже если ребенок есть, он замолкает, чтобы не ме­шать папе, он не бегает, не играет, не задает вопросов он тоже платит собой за папино спокойствие. Вечер проходит тихо, у телевизора илп за газетой. У соседей заболела дочка, ей мешает шум телевизора. Наш герой не выклю­чает его: зачем же он будет платить своим удо­вольствием за чужое благополучие? Наступает ночь, а назавтра утро, и все начинается снача­ла, и так проходит жизнь!

Вы скажете, что в этой картине сгущены краски. Что ж, может, так оно и есть. Может, какой-нибудь живой, конкретный Иван Ива­нович выключит, «так и быть», телевизор, что­бы не помешать больной девочке. Но разве в этом дело!

Иван Иванович «умеет жить», с его точки зрения. Он даже счастлив, с его точки зре­ния. Он, может быть, и богат, с его точки зрения: у него есть деньги, телевизор, квар­тира, хрустальные вазы, ковры. А с нашей точки зрения, он не умеет жить, он несчастен, он ннщнй.

Кто не платит собой, тот ничего не полу­чает,вот ведь в чем дело! Не получает радо­сти, веселья, удовлетворения трудом, восторга дружбы, любви, преклонения перед природой, спокойной совести, благодарности людской, уважения людского ничего не получает. Бо­лее того, кто не платит собой, тот не может «сохранить себя целым». Ведь каждому человеку дано от природы очень многое: ум, кото­рый нужно развивать; тело оно требует закалки, спорта; чувства их надо воспиты­вать, нх надо использовать, иначе они окосте­неют, умрут. Сохранить себя целым это значит использовать в жизни все, чем награ­дила тебя природа. Как же ты сохранишь себя, если не будешь тратить?

Итак, выбор существует: можно жить ни за что не платя, но ничего и не получая. А можно иначе. Попробуем пойти по другой дороге, посмотрим, какова она.

 

 

жизнь—подвиг

 


Зачем Александр Матросов закрыл своим телом дот? Зачем пошла в разведку Зоя? Зачем Сережа Тюленин поджег фашистский штаб, а потом биржу, зачем, обессиленный, обреченный на смерть, помог бежать Ковалеву, «боролся так, как если бы он боролся за свою свободу»? Зачем, наконец, взошла на костер Жанна д'Арк?

Вы скажете: все это вопросы для маленьких детей. Что тут трудного: эти люди патрио­ты, они отдали свои жизни за великое дело, мы пх помним, любим и учимся у них. И вы будете правы... но только, знаете, это очень интересно задуматься посерьезнее над «во­просами для маленьких детей». Вы думаете, Александру Матросову, и Зое, и Сереже, и Жанне д'Арк, и Джордано Бруно, и Алек­сандру Ульянову, и Пестелю не хотелось жить? Так почему бы Жанне д'Арк не остаться пастуш­кой, Павлу Пестелю не учить солдат марши­ровать, Александру Ульянову не стать просто адвокатом?

 

 

История рассказывает нам о множестве людей, проживших свою жизнь нелепо, по мне­нию нашего Ивана Ивановича, а с точки зрения историипрекрасно, возвышенно и очень счастливо.

Известный вам всем Константин Эдуардо­вич Циолковский был школьным учителем в Ка­луге, и в его обязанности вовсе не входила раз­работка проблемы межпланетных полетов. За­чем же он целую жизнь мучился над этой про­блемой, отдавал своим занятиям и ночи, и корот­кие часы, отведенные на отдых? Ведь тогда, в дореволюционную эпоху, научная работа не давала Циолковскому ни славы, ни денег, а только порождала насмешки соседей, не пони­мавших ученого! А он   не   мог   иначе. Для него в мучительной и, казалось, беспер­спективной работе было счастье

 

 

 

Софья Ковалевская, первая женщина-мате­матик, преодолела такпе трудности, какие пе вставали на пути ни одной женщины. За­чем? Разве не спокойнее была бы ее жизнь, стань она просто женой и матерью. Ковалев­ская   не   хотела   с п о к о й с т в и я    так она понимала счастье.

А женщины-революционерки! Совсем моло­денькие девушки, уходившие из богатых, обес­печенных родительских домов на опасную, голодную, полную маленьких и больших забот, трудностей, бед, революционную дорогу... Былп ли онп счастливы? Был ли счастлив Ф. Э. Дзер­жинский, ведь он полжизни провел в тюрьмах, заболел там туберкулезом, знал, что обрекает себя на мучительную и раннюю смерть? Былп ли счастливы все те герои революции, о кото­рых Маяковский сказал, что умерли они «от трудов, от каторг и от пуль, и никто почти от долгих лет»?

 

 

Жил и работал в Саратове скромный учитель гимназии Николай Гаврилович Чернышевский. Учил детей, писал диссертацию, любил девушку... Мог бы сделать карьеру, читать угодные пачальству лекции, копить деньги. А вместо этого встал во главе революционной молодежи, печатал про­кламации, организовывал кружки. Знал, пре­красно знал, что впереди тюрьма, каторга, может быть, казнь... И все-таки жил именно так, а не иначе. Зачем?

Чернышевский в романе «Что делать?» изло­жил свои взгляды на жизнь. Вот что говорит герой романа Кирсанов: «Всякий человек эгоист, я тоже... если я раз поступлю против всей сво­ей человеческой натуры, я навсегда утрачу воз­можность спокойствия, возможность доволь­ства собою, отравлю всю свою жизнь».

Понимаете мысль Чернышевского? Каждый человек эгоист. Это значит, что он хочет быть счастлив, заботиться о себе, о своем соб­ственном благополучии.  Но    настоящий человек не может быть счастлив в одиночку. Он будет страдать от страданий близких ему людей. Значит, чтобы быть счастливым, он бу­дет заботиться об этих людях. Если же плохо его Родине, он будет бороться за нее, пото­му что без нее нет ему  лично ему     счастья.

Все это имеет прямое отношение к Сереже Тюленину, н Джордано Бруно, п Александру Ульянову. Они боролись н умерли за свое счастье, ибо не могли быть счастливыми без победы своих идей, а победа требовала чело­веческих жизней.

Точно так же Циолковский не миг быть счастлив без своей работы над «космическими про­блемами», Софья Ковалевская без занятий математикой. А Ф. Э. Дзержинский был счаст­лив и в тюрьме, потому что и там он продолжал бороться за победу своих идей.

Эти люди герои, они со­вершили подвиг. А обычная, каждодневная жизнь, которой живем мы с вами, есть ли в ней место подвигу? В молодо­сти кажется, что ты опоздал родиться. Позади романтика первых лет революции и гражданской войны, позади Вели­кая Отечественная война, и да­же первый полет в космос уже стал историей... Что же оста­лось на долю тех, кому сегодня четырнадцать-пятпадцать лет?

Во-первых, осталось многое. Откройте обычный, будничный номер любой газеты. Вы прочте­те о людях, покоряющих це­лину и строящих города в тай­ге, о героях науки, о покорите­лях природы, об открытиях и трудностях... Даже у нас на земле еще так много неоткры­того, уж не говоря  о космосе!

А во-вторых, почему-то мно­гим ребятам калюется, что подвиг совершается мгновенно, в какую-то одну-едннственную за­ветную минуту: бросился в воду за тонущим ребенком, ринулся в пылающий дом, взлетел в космическом корабле... А ведь ко всему этому нужно готовиться. Никто не возьмет в космос неподготовленного человека, и точно так же не совершит неподготовленный человек никакого, даже самого «естественного» подвига: даже в реку не бросится если не умеет плавать, не приучил себя думать о людях, уметь жертво­вать для них своими делами и удобствами.

Каждая жизнь может и даже должна быть подвигом. Только тогда она будет по-настоящему счастливой. Если каждый наш день будет неболь­шой победой  над с о б о й, над тем плохим, что еще есть в нас,ленью, пассивностью, рав­нодушием,  то каждый наш день будет готовить нас к тому, чтобы совершить большой, настоя­щий подвиг, если он потребуется. А ведь это и есть счастье знать, что ты идешь к подвигу! А ведь это и значит уметь жить.


«Так жить трудно! скажете вы. Каждый день что-то в себе преодолевать, делать над собой усилия... трудно!» Давайте откроем еще раз Чернышевского. Вот что он отвечает на наши сомнения:

«Жертв не требуется, лишений не спраши­вается их не нужно. Желайте быть счастли­выми только, только это желание нужно. Для этого вы будете с наслаждением заботиться о своем развитии в нем счастье. О, сколько наслаждений развитому человеку! Даже то, что другой чувствует как жертву, горе, он чувствует как удовлетворение себе, как на­слаждение, а для радостей так открыто его сердце, и как много их у него! Попробуйте: хорошо!»

Вот об этом самом о тех радостях, кото­рых много у развитого человека, и пойдет наш разговор. Какие же радости открыты перед нами? От каких радостей отказался наш Иван Иванович?

 

 

ТВОРЧЕСТВО

 

Существует довольно распространенное, хо­тя и абсолютно неверное мнение, что творят только отдельные, избранные люди. Остальные работают и только. И профессии, мол, де­лятся на творческие: писатели, физики, акте­ры, художники, геологи и нетворческие: все остальные. Эту теорию придумали люди лени­вого ума, чтобы оправдать свое нетворческое отношение к своим профессиям: врача, бухгал­тера, трубоукладчика, учителя, завхоза, порт­нихи, маникюрши, милиционера...

Нет нетворческих профессий. Есть люди-творцы и люди-ремесленники. В обществе буду­щего, к которому мы идем, все люди будут творцами вот увидите!

 

 

Что же такое творческий труд? Прежде всего он приносит радость и заботу. Нет, не только удовольствие: волнение, боль, поиски обя­зательно. Без этого не получишь радости. Виде­ли вы, как сдает заказчику готовое пальто или костюм хороший портной? Он ни за что не отдаст свою работу без примеркп. Любящий свое дело портной потребует, чтобы заказчик надел новую вещь. Он обязательно что-то еще подпра­вит, никому, кроме него, не видное; потом отойдет и, волнуясь, засмотрится на свою ра­боту, как художник на только что законченную картину. А ремесленник сунет вам сверток и поспешит откланяться: его ждет новая работа, и в ней снова не будет ни желания сделать хо­рошо, как можно лучше, ни сомнений, ни поис­ковой радостивсего того, что есть в работе творца. А ведь, на первый взгляд, портной какая будничная профессия!

 

 

Один водитель или кон­дуктор троллейбуса просто прокричит пассажирам: «Сле­дующая Дворцовая пло­щадь». А другой добавит: «Направо Зимний Дворец, налево Адмиралтейство. Перед нами Дворцовый мост, за ним Академия наук, Военно-морской музей. Приезжим советую выйти п посмотреть Медного всадни­ка он недалеко, налево по набережной». Мелочь, да? Но эта мелочь не только прият­на пассажирам, она украша­ет и одухотворяет работу са­мого водителя.


А «нянечки» в школе, са­нитарки в больнице! Вы са­ми знаете, какая трудная, грязная и, казалось бы, не­благодарная у них работа! Но есть женщины, выполняю­щие эту работу творчески. Им небезразлично настроение ребят и больных, они заботятся о людях, с которыми работают, им  интересны эти люди а тогда пх рабо­та оказывается благодарной, потому что не могут люди не заметить и не оценить их скромного творчества.

Иногда спрашивают: «Как не скучно учи­телю каждый год повторять одно и то же?» Это тс спрашивают, кто понятия не имеет о твор­честве. Разве ученики каждый   год  те  же? Меняются классы, меняются люди ребята ведь растут, умнеют день ото дня. Растет и учи­тель, все больше узнает, все больше любит свое дело. И каждый год, каждый класс но­вый этап его творчества, новые поиски, заботы, радости!

В колхозе «Победа» на Кубани работает на утиной ферме пожилая женщина, Мария Аки­мовна Захарчевская. Про нее говорят, что на ферму она не идет, а словно на крыльях летит. И молоденькие девушки, помощницы Марин Акимовны, перенимают у нее увлечен­ное, творческое отношение к такой негероической, на невнимательный взгляд, работе выращиванию уток. Когда кто-то пожалел ма­леньких, пушистых утят: «Бедненькие, без мамки!» то одна из девушек даже возмути­лась:   «Как без мамки? А мы?!»

И таких людей ведь не единицы, а тысячи: простых тружеников, а в то же время твор­цов, увлеченных своим делом. И каждый нз вас, конечно, может и сам назвать людей, так относящихся к работе,в цехе, на поле, на ферме, в больнице...

Нет нетворческих профессий. Есть разное отношение к труду творческое и ремеслен­ническое.   Какое  лучше?

Это опять-таки не простой вопрос. Легче быть ремесленником: отработал положенное время и гуляй себе. Голова, как говорится, не болит. Но зато до чего же скучно ремеслен­нику на работе! Как хочется ему уклониться, отделаться хоть на день от труда, в котором он не видит ни смысла, ни интереса! II начи­нается... день прогулял, другой проболел (вызвал врача удалось обмануть), на тре­тий опоздал. Через месяц, а может полгода (дело не в сроках), решил, что ошибся в выборе профессии, надо искать другую. Ушел с работы, недели две погулялхорошо! Поступил на но­вую работу опять скучно. Так можно и всю жизнь проскучать, провозглашая для самоуте­шения лозунг о том, что, мол, творческих про­фессий мало. А можно н совсем уж скатиться вниз:  сменив десяток  работ,   заняться  хло­потными и непочтенными делами вроде скупки и продажи разных предметов иначе говоря, стать спекулянтом, тунеядцем. Или ... ну, словом, и до преступления может довести вот это самое легкое, ремесленническое отношение к труду.

 

 

Творчески работать очень трудно. Вот имен­но в прямом смысле: болит голова от забот о своем труде. Ни днем, ни ночью не оставляют эти заботы. Но зато интересно же! Воспитателю детского сада не менее интересно постигать характеры своих трехлетних воспитанников, чем Иннокентию Смоктуновскому обдумывать роль Гамлета, хирургу оперировать сердце, а химику синтезировать живой белок.

Каждый пз вас видел, вероятно, такую картину: на лесах возле строящегося дома стоит человек и красит стену. А внизу толпа, с интересом наблюдающая, как он работает. В трех метрах от маляра ту же работу выполня­ет другой человек, но вокруг него никого не видно. Почему? Да потому, что первый рабо­тает красиво, а второй обыкновенно. Существует неповторимая красота физического труда, вызывающая зависть. Есть люди, умеющие поразительно легко, вдохновенно пилить или колоть дрова, штукатурить, класть печи, заво­рачивать пакеты... Секрет нх работы простим интересно ее делать.

Как же добиться, чтобы тебе было интересно работать?

 

КАК НАЙТИ СВОЕ ПРИЗВАНИЕ?

Есть счастливцы они с детства выбрали свою дорогу.

Один с наслаждением чистит клеткп белых мышеи, заполонил дом ежами и черепахами... Другой, забыв о невыученном задании по ис­тории, сидит над схемой радиоприемника. Тре­тью не вытащить пз коровника: ей телята очень нравятся, она с наслаждением чистит их, кормит, убирает за ними... Четвертый с детства стал книголюбом, часами сидит в биб­лиотеке, трепетно перелистывая страницы ред­ких книг...

Ну, а как быть обыкновенному мальчику или девочке, если нет у них никакой ярко выра­женной склонности?

Прежде всего давайте до­говоримся: не ждите ничьей помощи в этом самом важном жизненном решении. Вы­брать призвание за вас не мо­жет никто ни папа, ни ма­ма, ни учитель, как не мо­гут они найти вам друга или любимую. Посоветовать, под­сказать другое дело.  Но    выбор, но главное реше­ние за вами.

Для того чтобы найти, на­до искать. Поздно начинать эти поиски, растерянно вый­дя из дверей школы с атте­статом   зрелости в руках. Можно оказаться в положе­нии   того   юноши, который написал на бумажках назва­ния всех вузов своего горо­да, положил нх в шляпу и, зажмурясь,   вытащил...   Те­атральный!  Начинать  поис­ки надо гораздо раньше: в десять двенадцать лег. Идите  в  кружки,  присматривайтесь   к работе своих родителей, читайте книги о раз­ных профессиях, отправляйтесь в туристские походы там многому можно научиться, мно­гое  узнать. А главное научитесь относить­ся с интересом к любой работе. Это очень важ­но воспитать в себе такое умение. Например, самое  будничное   дело уборка  класса пос­ле уроков. Это до смерти скучно, если не вла­деть одним секретом: всякое дело  приятно делать хорошо. Приятно, когда посуда вымыта и блестит, пол натерт, брюки или платье выгла­жены, но приятен и процесс превращения посуды нз грязной в чистую, пола нз тусклого в сия­ющий, рубашки из мятой, жеваной в ров­ненькую, без единой складочки. Этот секрет не всем открывается сразу.  Но он обязательно приходит к тому, кто хочет его узнать.

То же самое и с  науками пли, по-школь­ному, с предметами. Скучна, допустим, человеку география. Скучна потому, что она не открыла перед ним своей увлекательности. Преодолей скуку. Займись географией сверх программы— читай о ней побольше. Увидишь, как тебе станет интересно!

Говорят: талант дается человеку от приро­ды. Да, конечно, это верно. Но можно развить, воспитать свой талант, а можно и «закопать его в землю». То же относится и к умению рабо­тать с интересом. Его можно воспитать в себе, можно и убить. А это умение так облегчает выбор профессии!

Если ты не знаешь, где твое призвание, если мечешься и ищешь, не спеши пристроиться куда-нибудь. Подумай, поразмысли над тем, где всего нужнее сейчас, сегодня специалисты. Возьмись за ту работу, которая нужнее всего людям, сумей полюбить ее. Может, ты и воспи­таешь в себе   призвание  к этой работе. А если даже поймешь, что она тебе никак не по душе, все равно ты приобретешь очень важное качество любовь к труду вообще. А с этим качеством ты продолжишь поиски и обязательно найдешь себе работу по сердцу.

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ

 

 

Вам, вероятно, приходилось слышать такпе речи: «Ну, что это за человек без диплома. Даже высшего образования не получил!» Осуждать человека за то, что у него нет дипло­ма. разве это правильно? В жизни его могли быть самые разные причины, помешавшие полу­чить высшее образование. Но его знания, его культура, его общая образованность и осведомленность в своен специальности вовсе не одним дипломом определяются.

Вот два специалиста. Один не кончил инсти­тута, но всю жизнь совершенствовался: учился то на курсах повышения квалификации, то в уни­верситете марксизма-ленинизма, то в универ­ситете культуры. Читал книги по своей спе­циальности, и не только по ней, изучал опыт товарищей. Другой кончил институт и, придя с дипломом на работу, никогда больше ничему не учился, постепенно теряя своп знания и на­выки. Кто вам больше по душе? Мне определенно тот,  что без диплома.

Есть люди, полагающие, что стоит только ходить в школу, на курсы, в институт, тех­никум и механически получишь знания. Та­кие люди либо не осиливают курса наук-, либо кое-как выползают пз своего учебного заведения с дипломом плп справкой, но с малыми знания­ми. Образование это труд, и, как всякий труд, оно требует интереса, уснлпй, мысли, любвп требует творчества. Вспомните, как учился Ленин! Разве мог бы он, при всех свопх гениальных способностях, кончить в короткий срок уни­верситет без чьей бы то ни было помощи, если бы не воспптал в себе мужественного, волевого, творческого отношения к занятиям!

Образование процесс активный. Ни ал­гебра, ни физика, ни история, ни английский язык не входят в наше сознание сами по себе, без нашего участия, без нашего желания, без усилий нашей воли, без упорного труда!

В Советской стране перед каждым человеком открыты любые возможности для образования. Вот юноша кончил восемь классов. Перед ним множество путей. Он может поступить в тех­никум, ремесленное училище, в девятый класс общеобразовательной школы, в музыкальное, художественное училище, в медицинское, педа­гогическое училище, в школу торгового учени­чества, может идти работать и учиться в школе рабочей или сельской молодежи. Выбор огром­ный. Возможностей великое множество. Но как нх реализовать?

Именно это громадное множество возмож­ностей порождает иногда у девушек и юношей иждивенческие, «захребетннческне» настрое­ния: пусть меня научат, пусть меня устроят, пусть за меня выберут... И ... мрачное разочарование, письма в газеты: «Мне не нравится моя работа, моя учеба. Помогите, устройте, направьте...»

Образование требует    ответственно­го  к нему отношения. Мы уже говорили с вами о выборе призвания. Так же, с той же степенью серьезности надо выбирать пути для образования.

Какого человека молено назвать образован­ным? Некоторые ребята считают: того, кто зна­ет все. А ведь узнать все просто невозможно. Людские познания безграничны, и ни одной че­ловеческой жизни не хватит на то, чтобы по­знать все накопленные человечеством богатства науки, техники, искусства. Но стремиться к тому, чтобы каждый день узнавать новое,это и значит быть образованным человеком.

Всесторонне образованный человек тот, кто отдался влечению к какой-то одной отрасли знания, но не закрывает глаза и на другие. Он развивает свой ум, талант, культуру, изучая, допустим, химию или математику, но его уме­ние мыслить, наслаждаться знаниями позволяет ему быстрее и серьезнее овладеть и другими науками, н искусством, чем тому, кто не испы­тал радости познания своего дела.

Несколько лет назад на страницах «Ком­сомольской правды» развернулась дискуссия между «физиками» и «лириками». «Физики» утверждали, что в наш век освоения космоса людям не нужны литература, живопись, му­зыка можно прожить и без искусства, одни­ми техническими познаниями. «Лирики» на­стаивали: нет, «и в космосе будет нужна ветка сирени». Спор этот разрешил первый же полет в космос: все мы помним, что Юрий Гагарин в своем космическом корабле пел. Потом мы узнали о любви Германа Титова к поэзии Пуш­кина, об увлечении космонавтов Павла Попови­ча, Андрияна Николаева, Валентины Николае­вой-Терешковой, Валерия Быковского и Алек­сея Леонова искусством, о пристрастиях к лири­ке первого в мире космического коллектива Комарова, Феоктистова, Егорова... Разве это не убедительный пример, когда по-настоящему образованные люди, владеющие и своей специ­альностью, н научными знаниями, увлекаются искусством и спортом!

Раньше, до революции, когда для боль­шинства людей пути к обучению не только в институтах и университетах, но и в гимназиях были закрыты, многим приходилось заниматься самообразованием, учиться только по книгам.

После революции люди пз школ и вузов шли на фронты гражданской войны, иа работу по восстановлению народного хозяйства. Оте­чественная война снова оторвала многих людей от парт нужно было защищать страну. Эти люди доучивались после войны ив различ­ных школах, и в вузах, много занимались са­мообразованием.

В наши дни слово  самообразован и е  приобрело совсем иной смысл. Оно зна­чит расширение и углубление  своих знаний

Образованному человеку всегда  хочет­ся учиться. Замечательная учительница Елена Сергеевна Маслова, работавшая многие го­ды директором ленинградской 189-й школы, час­то говорила: «Я не могу перестать учиться. Как же мне тогда жить?» В пятьдесят лет она окон­чила университет марксизма-ленинизма, а потом принялась за углубленное изучение эстетикинауки о прекрасном. Мы знаем удивительные примеры того, как учились люди всю свою жизнь. Известный баснописец И. А. Крылов пожилым человеком изучил древнегреческий язык; Л. Н. Толстой до последних дней жизни про­должал изучать поэзию, музыку, интересовал­ся индийской философией, читал книги об освободительном движении  народов  Востока.

Образованный человек никогда не перестает учиться. Он посещает лекции, кружки, кон­церты, диспуты, он читает книги, изучает новые открытия науки форм самообразова­ния много. Главное же, что вам надо запомнить, образование человека кончается только с его жизнью. И это не беда, а радость, потому что знания приносят нам именно радость.

 

ЧЕМУ  МОЖНО  УЧИТЬСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ

Давайте отвлечемся от нашего разговора и поедем отдохнуть за город. Представьте себе: сегодня суббота, мы свободны, веселы, у нас за плечами рюкзаки, мы уже на вокзале, входим в вагон электрички... Сегодня мы поедем нз большого города подальше-подальше, в лес. на озеро... Вот мы уже идем по песчаной дороге куда глаза глядят. Слышите среди леса зве­нит гитара, звучит песня. Это туристы, моло­дежь... А мы все дальше, все глубже в лес вот и речка. Возле нее палатка. У палаткидвое. Они уже не молоды. Что заставило нх бросить теплый, уютный дом, городской ас­фальт, электричество, газ, телевизор?  Зачем они здесь, в лесу, собирают сухие сучья, не­сут в котелке воду?

Оказывается, их тянет в лес, на озеро, к речке их привлекает   природа. Вот завт­ра утром, рано, еще до восхода, их разбудят птицы. Потом из-за реки, там, где лес рассту­пается, пойдут по небу красные пятна, все ярче н встанет солнце. Это не может надоесть!

Немолодые люди на туристских тропах встречаются все чаще. Зимой вы можете видеть на лыжах целые семьи, летом в палатках на острове нлп на склоне горы, в расщелинах скал, возле водопадов, в степи мы встретим студента, академика, группу школьников н известного писателя.

Но вот в том же вагоне электрички, кото­рый вез нас в лес, мы видели парнишку лет пят­надцати. Его звали на озеро, а он пренебрежи­тельно отмахивался: «Я и на даче посижу, в карты сыграю». Зимой он откажется от лыжного похода: «Зачем? Я лучше возле батареи оста­нусь, телевизор погляжу». Это духовное убо­жество. Человек беден радостями, его радости однообразны, он лишил себя природы,   роман т и к и,   трудностей, он обеднил свой мир.

А мы с вами что получили в нашем пу­тешествии? Ночь в лесу, рассвет над рекой, блаженную усталость после дня, проведенного в походе. Мы унесли с собой целое богатство: воспоминание о костре, об озере, к которому мы неожиданно вышли, о той елке помните, она стоит отдельно от всех деревьев на круглой поляпе? Наше богатство красота, которую мы увидели и оценили в этом лесу. И, самое удивительное, наш поход не кончился. Через месяц или полгода мы откроем книгу, в кото­рой раньше пропускали описания природы,— они казалпсь нам скучными и ненужными, потому что мы еще до них не доросли. Теперь мы прочтем нх другими глазами.

...Пред ними лес.

Недвижны сосны

В своей нахмурешюн красе.

Отягчены пх ветви все

Клоками снега. Сквозь вершины

Осин, берез и лип нагих

Сверкает луч светил ночных.

Дороги нет. Кусты, стремнины

Метелью все занесены,

Глубоко в снег погружены.

Разве может постичь эти строки тот, кто никогда не видел зимнего леса? Разве ощутит он за ними то, что чувствуем мы с вами,знакомую и всегда новую красоту природы? Так, оказывается, объединяются в нашем соз­нании природа и искусство.

Что волнует нас в пейзажах Левитана? По­чему не может наскучить его «Золотая осень» или «Над вечным покоем»? О чем мы думаем, стоя часами перед этими картинами? Трудно ответить на этот вопрос ведь каждый думает о своем. II все-таки все мы думаем   о    пре­красно м     этим и дорого искусство.

 


Все вы видели, вероятно, как быстро, мгно­венно раскупаются в магазинах кнпгн по исто­рии живописи, репродукции картин, даже от­крытки. И все вы, к сожалению, видели ску­чающие лица в той молчаливо-восторженной толпе посетителей, что каждое утро заполняет залы музеев и выставок. «Я уже была в Эрмита­же, сколько же туда ходить?» это, увы, подлинное высказывание одной девятиклас­сницы. А другая бежит в Эрмитаж, едва кончат­ся уроки, п проводит там долгие часы и будет проводить из года в год ... А третья бережно собирает н хранит репродукции картин, пред­ставленных в Эрмитаже, и мечтает хоть раз приехать из далекого колхоза в знаменитый музей... Зачем?

Пойдемте вместе в Эрмитаж. Остановимся у картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Многие из вас не знают, наверное, библей­ской легенды, положенной в основу картины. Но разве в ней дело? Нас привлекает сюда снова и снова не старая история, а те человече­ские чувства, которых мы не можем не видеть на лицах людей, изображенных на картине. Даже в фигуре сына, стоящего на коленях спиной к зрителю,и боль, и стыд, и радость, и раскаяние... сколько мыслей о жизни, о на­ших сегодняшних отношениях с людьми воз­никает  у  нас!

Пройдем в другой зал. Вот маленькая, вро­де бы и незаметная картина. Почему же она специально охраняется? Почему возле нее всегда столько народу? Это «Мадонна Лптта» Леонардо да Винчи. Прислушайтесь о ней спорят. Леонардо писал ее сотни лет назад, а сегодня она по-прежпему вызывает волнения, споры, возвышает людские сердца. Потому что материнство, изображенное на картине, вечно. Потому что вечна боль матери за свое дитя, и страх за него, и мечта о счастье ребенка, и же­лание, чтобы он был честен и тверд, добр и смел...

Искусство не сразу и не всякому открывает свои тайны. При первом осмотре Русского музея, например, мы можем н не заметить не­большой картины Сурикова «Памятник Петру 1 на Сенатской площади в Петербурге». А при­дешь сюда второй, и третий, и пятый раз постоишь перед этой картиной и по-новому поймешь сумрачный город, оставшийся за дверями музея, и не сможешь уже не любпть его...

«Зачем передают по радио симфонические концерты?  Эта музыка непонятна  и скучна». Такое тоже еще можно не только услышать, но и прочитать в письмах, присланных в раднокомитет. Да, конечно, скучна тому, кто не подготовлен к ней, кто не накопил еще ду­ховного богатства. А вот мы с вамп, вернувшись нз нашего лесного похода, успели еще попасть на концерт и слушаем Чайковского. Что-то новое просыпается в нас при звуках музыки, что-то вспоминается нам и лес, и ощущение красоты, и главные, очень важные наши мысли, и  стремление  быть  лучше,  честнее,  чище...

А вот и наши знакомые пожилая пара. Помните, мы видели этих людей в палатке у костра? Сколько раз слышали они Пятую сим­фонию Чайковского! И снова пришли сюда, усталые. Что даст им эта музыка в двадцать пятый раз? Очень многое. То, что закрыто не­любопытному, равнодушному сердцу,  мысли и чувства, воспоминания и мечты, острое ощу­щение красоты жизни, человеческого Духа, бод­рости, стремления к счастью!

«Так ведь они же старые!» скажете вы. Ну и что же? Старый не тот, у кого седая го­лова. Помните, еще Пушкин хотел показать в своем Онегине «преждевременную старость ду­ши». Можно постареть в двадцать лет и сохра­нить молодость в шестьдесят. А помогают со­хранить молодость   искусство,  природа,  спорт  то, что создает полноту  ж и з н и,    то, что человек накапливает всю жизнь,духовное богатство.

Искусство учит нас многому. Оно поднимает каждого человека: и того, кто до сих пор не любил стихов, не слушал симфоний, доволь­ствовался аляповатыми ковриками на стенах, и того, кто с детства, с юности полюбил музейные залы, и тишину перед концертом, и раздвигаю­щийся занавес театра.

Невежественные люди любят говорить о произведениях искусства: «Я этого не понимаю, значит, это дрянь, ерунда, никому не нужно!» Так, в «ерунду» можно зачислить и стихи Мая­ковского, и трагедии Шекспира, и музыку Шостаковича, Бетховена, и картины Рубенса, Нестерова,  Сарьяиа...

А ты постарайся понять! А ты скажи себе: «Может, это я пока еще не дорос? Может, стоит попробовать, попытаться понять?»

Человек, обогащенный искусством, тем и отличается, что он постоянно, каждый день, каж­дый год старается понять что-то новое, обога­титься еще и еще, развить свой вкус, вырасти духовно.

 

 

ЧТО ТАКОЕ ИДЕЙНОСТЬ?

У меня есть ученик. Странный мальчик... Мы все (и ребята и я) вот уже больше года не можем понять, всерьез он говорит с нами или играет какую-то нелепую роль. Если играет, это нам кажется глупым. Если серьезно испо­ведует те взгляды, которые провозглашает на уроках, собраниях, диспутах, в обычных раз­говорах,  тогда это страшно.

Что же он говорит? Первый, излюбленный его тезис: «Я не хочу быть хорошим человеком. Хорошим людям труднее жить. Я хочу быть просто порядочным». Второй: «Порядочный че­ловек тот, кто не делает подлостей, когда это ему не очень необходимо». Третий (уж мне, в личном разговоре): «Я не люблю наших ребят. Они слшпкпм идейные».«А что это значит идейные?» «Ну, они слишком правильные. Очень много думают. Они считают, что над всем в жизни надо думать».«А ты как счита­ешь?» «А я что думать надо как можно меньше». «Почему?» «Так  лучше».

Этому мальчику пятнадцать лет, и я все-таки думаю, что по крайней мере половина его речей глупая поза. Так что надеюсь, верю, что нам удастся убедить его, и он будет смот­реть на жпзнь иначе.

Но вот откуда это берется? Почему не он один есть и другие ребята, относящиеся к высокому слову «идейность» неодобрительпо?

Придется нам вернуться к размышлениям о человеческой жизни, к Александру Матросову и Жанне д'Арк, к героям Чернышевского, к Сергею Тюленину. Его пример будет, пожалуй, всего убедительней, всего понятней. Почему он боролся с фашистами? Потому, что не мог жить под их властью. С этим вы согласны, не правда ли? Невозможно жить под властью ненавистно­го, жестокого н отвратительного врага и не бороться с ним. Вот посмотрите, что говорил Гитлер: «Я могу быть свободен от многочислен­ных предрассудков... Я себя чувствую хорошо... Мы вырастим молодежь, перед которой содрог­нется мир: молодежь резкую, требовательную и жестокую... Я хочу, чтобы она походила на диких зверей». Такова была идея Гитлера. Крас­нодонскому мальчику Сереже Тюленину на­столько ненавистна эта идея, что он готов был бороться против нее любой ценой, даже ценой жизни. Но ведь Сережа не просто не со­гласен с идеей Гитлера, у него своя идея: люди должны быть людьми, а не молодыми зверями. Люди должны быть не жестокими, а гуманными. Люди должны не бояться друг руга, а помогать друг другу. И эту свою идею, как и ненависть к идее фашизма, Сережа раз­делял с Зоей, Матросовым и двумястами мил­лионами граждан Советского Союза.

Значит, существуют такие идеи, за которые ие жаль отдать жизнь? Это идея свободы Фран­ции для Жанны д'Арк; идея победы спра­ведливости, равенства, уважения к человеку для Чернышевского и его героев; идея борь­бы с фашизмом за свободу Родины для героев Отечественной войны; идея победы ра­зума для многочисленных героев и мучени­ков науки.

А для моего ученика за какую пз своих идей он не пожалеет жизни? За ту, что не надо быть хорошим человеком? Или за ту, что нечего много думать над жизнью?

Нет у него такой идеи, за которую не жаль отдать жизнь.  И поэтому он   нищий   дух о м.   Как и те мальчики, что бросаются высо­кими словами, пренебрегают ими, потому что не доросли до них. Тем и отличается настоящий человек, что у него обязательно есть идеи,    убеждения. Такие твердые убеждения, за которые он всегда будет бороться, при любых обстоятельствах. Вы думаете, у вас их нет,  этих убеждений?

Представьте себе, как это ни невероятно, что в вашем присутствии кто-то оскорбил пашу страну. Вы стерпите, смолчите? Никогда. Я ви­дела парнишку, который с кулаками бросился на человека, грязно, отвратительно отозвавшегося о Пушкине. Парнишка был небольшой, а враг его сильный мужчина. И он отступил немедленно, извинился, взял свои слова об­ратно такова сила убеждения.

Идеи, убеждения не обязательно должны быть политическими. Есть нравственные идеи, например: человек должен быть честен; нельзя молчать, когда видишь подлость; нельзя допу­скать несправедливости...

В нашей стране за эти убеждения не надо было отдавать жизнь они были приняты всем народом, приняты государством. Но от этого они не ста­новятся менее важными. И бороться за них все равно приходится, хотя бы с такими ребятами, как мой ученик. Бороться не против этих ребят, а за них, за то, чтобы они приняли, поняли и разделили наши идеи.

Мы уже говорили, что жизнь человеческая может быть духовно бедной н богатой. Зависит это от нас самих. И если бедная жизнь включает в себя только заботу о своем узком и низмен­ном мире, то богатая открывает мир высоких наслаждений: творчества и образования, ис­кусства п природы, идей и борьбы, мир разнооб­разнейших отношений между людьми, без ко­торых не бывает полного счастья.