НPАВСТВЕННЫЙ
МИР
НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК ЧЕЛОВЕКА
ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННОСТЬ?
Толковый
словарь русского языка отвечает на этот вопрос так: нравственность — это «совокупность норм, определяющих поведение человека». Что же это за
нормы?
Еще в раннем детстве каждый из
нас узнает и навсегда безоговорочно принимает целый ряд законов и правил:
нельзя красть, нехорошо обманывать,
нужно трудиться, нельзя обижать маленьких, надо заботиться о старых, любить
родителей, быть преданным делу коммунизма, помогать людям... Мы становимся
старше — и в наше сознание входят все
новые и новые нормы поведения человека. Мы размышляем и спорим о доброте и
жестокости, совести п чести, порядочности и бесчестии, благородстве и подлости,
мужестве и равнодушии... Мы учимся не только говорить и думать, но, главное,
действовать в соответствии с этими понятиями — так создается наше представление о нравственности.
А теперь представьте себе, что
изобретена машина времени и мы с вами можем совершить путешествие в любую эпоху
— прошедшую или будущую. Мы выбрали
для начала Россию прошлого века. Вот мы идем по воспетой Гоголем русской
степной дороге. Навстречу движется странная для нашего глаза группа людей:
впереди две молоденькие девушки в белых платьях — налегке, только с маленькими корзинками. А за ними пожилая женщина с трудом
тащит тяжелую ношу: корзину с едой, саквояж с одеждой... Мы возмущенно восклицаем:
«Как это вы заставляете старого человека носить тяжести!» — и хотим помочь старой женщине, но она не отдает корзины. Девушки
останавливаются. Они не понимают, что нас возмутило. Ведь эта женщина — крепостная служанка! И то, что кажется нам безнравственным н безобразным,
воспринимается и девушками и женщиной как нечто естественное — такова мораль крепостнического века!
Не понравилось нам в прошлом.
Машина времени переносит нас в будущее. Мы на той же русской степной дороге, но
как изменилось все кругом! Вон виднеется вдали новый город, весь в зелени, с
белыми нарядными домами. Вот раскинулся возле дороги фруктовый сад... Но что
это? Два мальчика, пробегающие мимо сада, срывают яблоки, преспокойно набивают
ими карманы н двигаются нам навстречу. Мы снова возмущены: «Как можно рвать
яблоки в чужом саду?» Мальчики изумлены безмерно: откуда мы взялись, если не
понимаем самых простых вещей! Сад вовсе не чужой: оп общий, все работают в нем,
и всем можно рвать яблоки... Опять мы попали впросак. То, что казалось нам
безнравственным, оказывается, может стать
естественным в будущем.
Это очень примитивные, самые
простейшие примеры. Но уже нз них мы можем сделать вывод — самый первый, необходимый вывод: нравственные нормы не остаются
неизменными. Они меняются с течением времени.
ОТ ЧЕГО ЖЕ ЗАВИСЯТ НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ?
Вы уже знаете, какой путь прошло
человечество, чтобы люди превратились нз неандертальцев в сегодняшних людей,
разумных, знающих, понимающих природу...
КОММУНИЗМ ЕСТЬ ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ
РАЗВИТИЯ СОЦИАЛИЗМА, КОГДА .ЛЮДИ РАБОТАЮТ ИЗ СОЗНАНИЯ НЕОВХОДIIМОСТИ
РАБОТАТЬ НА ОВЩУЮ ПОЛЬЗУ. В. И. .ЛЕНИН |
Вам знакомы знаменитые слова Фридриха Энгельса о
том, что «труд создал человека». Вы помните, как медленно, постепенно
развивался человеческий организм, превращаясь в самое совершенное творение
природы. Но ведь развивалось с веками не только физическое строение людей. В
течение веков рос, развивался и нравственный мир человека. Как же происходило
это развитие?
Человек не может жить один. Об
этом мы не только знаем из книг, но и собственный наш жизненный опыт
подсказывает: «плохо человеку, когда он один» (В. Маяковский). Уже в самые
далекие времена люди вынуждены были объединяться, чтобы совместно добывать себе
пищу, одежду, кров — чтобы жить. Но условия жизни
диктовали нашим предкам и жестокость и несправедливость...
Вот картина далекого прошлого. На
высокой скале собралось много народа. Здесь мужчины и женщины, сильные,
мускулистые, красивые. Дети держатся за руки матерей; те, что постарше, бегают
по скале, играют, догоняют друг друга, карабкаются на камни. Мирная,
спокойная жизнь, казалось бы. А собрались все эти люди потому, что сейчас с
этой скалы сбросят в море, убьют дряхлого старика: он не нужен людям,
обременяет нх, его нечем прокормить. Вместе с ним погибнет ребенок: он слаб,
хил; нет надежды, что он вырастет крепким и сильным, сможет вести суровую жизнь
в суровых условиях — он должен погибнуть.
Не стоит даже спрашивать,
нравственно ли такое решение человеческой судьбы с нашей точки зрения. А
предкам — далеким нашим предкам — это казалось вполне нормальным. Условия жизни толкали пх на такую жестокость.
Вероятно, дети стариков и родители младенцев оплакивали своих близких, но помочь
им не могли: законы общества оказывались сильнее жалости, горя отдельного человека.
Обратимся к более близким
временам. Вспомните наше путешествие в прошлый век. Ведь те девушки, которых мы
встретили на дороге, были вовсе не плохие помещицы. В своем обществе они
считались и добрыми, и порядочными, и даже прогрессивными: не били крестьян,
не продавали их жестоким соседям, не разлучали мать с детьми, мужа с женой...
Но они жили за счет труда других людей. С нашей точки зрения, это верх
безнравственности. А условия жизни помещичьей России определяли
крепостническую мораль.
В конце прошлого века в России
начал развиваться капитализм. И, конечно, возникла соответствующая мораль. Нам
с вами кажется отвратительным человек, занимающийся денежными махинациями,
наживающий богатство путем обмана и эксплуатации рабочих. А в капиталистическом,
обществе и до сих пор такой человек
считается вполне почтенным.
Развитие рабочего класса, его
революционной борьбы породили и новую, революционную мораль: нельзя
использовать чужой труд, надо уванхать человека и его достоинство, все люди
должны быть равны...
Вот мы н пришли ко второму
выводу: нравственные нормы зависят от условий жизни общества, определяются
этими условиями.
ПОЧЕМУ ТАК МЕДЛЕННО ИЗМЕНЯЛИСЬ НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ?
Вы знаете прекраспо: никогда и
ничто не давалось человечеству без борьбы. Борьба за новую мораль, за новые
отношения между людьми была нелегкой. Каждый господствующий класс отстаивал те
нравственные нормы, которые былп ему выгодны, и тем замедлял движение
человечества вперед, к совершенствованию, к справедливости. И сторонники новой
морали, н приверженцы старой имели свое оружие в этой борьбе. Одним нз самых
сильных видов оружия была религия.
Вот напболее простые примеры.
Всякое новое дело требует столкновений, споров, мечты о лучшей жизни, которую
можно и нужно построить на земле, борьбы за эту жизнь. Религия же настаивала:
будь кроток: если тебя ударят по левой щеке, подставь правую: любп врагов
своих,— т. е. уводила человека от борьбы.
Религия советовала: не стремись построить рай на земле, поскольку он все равно
ждет тебя на небе — при том условии, конечно, что
здесь, на земле, ты будешь покорен богу.
Религия делала человека пассивным и тем самым приостанавливала
движение человечества вперед. Христос, по библейскому преданию, сказал такие
слова: «Блаженны нищие духом». Это значит — покорные, отказавшиеся от борьбы за высокое достоинство человека...
Вот это, пожалуй, самое страшное,
что несла религия: духовное порабощение, принижение человека. Недаром именно с
этим бросился воевать бунтарь, активно вторгавшийся в жизнь,— Владимир Маяковский. В 1918 г. он написал пьесу
«Мнстерпя-буфф», на репетициях которой актеры сперва крестились и шептали
«свят, свят», а потом и вовсе отказались играть. Что же пх так испугало? Герой
пьесы, самый обыкновенный человек, говорит: «Мой рай для всех, кроме нищих
духом...»
Кроме нищих духом! В этих словах — борьба за активного человека,
не примиряющегося с жизнью, а стремящегося изменить ее,
сделать лучше.
А зачем, собственно, нам сегодня
бороться с религией? Разве уж так она нам мешает? Так иногда рассуждают ребята.
II очень напрасно.
уничтожить ВОЙНЫ, УТВЕРДИТЬ
ВЕЧНЫЙ МИР НА ЗЕМЛЕ — ИСТОРИЧЕСКАЯ МИССИЯ КОММУНИЗМА.
ИЗ ПРОГРАММЫ КПСС |
Теперь служители культа гораздо
хитрее, чем сто, двести, триста лет назад. Никто вам сегодня не станет
рассказывать о боге Саваофе, сидящем в райском саду под деревом познания, или
об ангелах. Сегодняшние церковники расскажут вам о своей вере в высшую
справедливость, в добро, о своем стремленпп помогать людям, учить людей
заботиться друг о друге... II кто-то пз вас, развесив ушп, скажет: «Правильно!
Так ведь п мы того же хотим!»
Нет, неправильно! Религия всегда
мастерски умела говорить одно, а делать другое. Провозглашая лозунг «не
убий», церковь вела кровопролнтнейшне войны. Вы знаете о них пз истории.
Призывая людей быть честными и не совершать грехов, церковники в то же самое
время продавали индульгенции — отпущение грехов — тем, у кого былп деньги. Так и
сегодня. Рассказывая о справедливости и борьбе, религия в то же самое время
отвлекает человека от общественной деятельности, замыкает его духовный мир
стенами церкви и страницами библии, лишает его многпх человеческих радостей.
Говоря о высшей справедливости, уводит от справедливости л ю д с к о й!
Особенно вредны существующие еще
у нас в стране секты: баптисты, адвентисты седьмого дня и др. Их члены уходят
пз «мира» и замыкаются в своем узком кругу, им запрещено читать кнпгн, ходить
в кпно, танцевать, развлекаться— и все это во имя «спасения души». Да, члены этих сект помогают друг другу — но в чем? Их помощь сводится к тому, чтобы увести как можно больше людей в
душные молельные комнаты пз мира светлой жизни, борьбы, творчества... Снова
религия ведет к пассивному, нерассуждающсму, нищему духом человеку. А для того
чтобы жизнь становилась все лучше, нужны совсем другие люди. Вот почему мы не
можем примириться с религией, обязан ы бороться с ней. Она тянет наших современников
назад, к старым нравственным нормам, к
прошлому.
Когда мы говорили о том, что
нравственные нормы определяются условиями жизни людей, у вас могло создаться
впечатление, что условия жизни в нашей стране сами изменят наш нравственный
облик — никаких усилий от нас с вами не
требуется. Впечатление это было бы поверхностным и неправильным. Да, наше общество
самое справедливое нз всех существовавших на земле. Но и в нем есть разные
люди: одни стоят на более высокой ступени нравственного развития, другие — на более низкой. Один заботятся больше всего о своем личном, узеньком
благополучии, другие хотят, чтобы всем людям жилось еще лучше, чтобы скорее
было построено самое лучшее, самое справедливое общество — коммунистическое.
А коммунизм — это не только материальная база, это еще н сознание людей. Борьба за
новую, коммунистическую мораль продолжается. Мы боремся не только с религией,
но п с другими пережитками прошлого в сознании людей: эгоизмом, равнодушием,
стяжательством... II не думайте, пожалуйста, что наше сознание, как п сознание
всех окружающих, изменится само по себе. Чем больше мы самп будем стремпться
развпвать себя, становиться лучше, требовать от себя мысли, действия,
активности, чем больше мы будем помогать другим людям и бороться за них, тем
быстрее новая, коммунистическая нравственность войдет в жизнь всех людей.
История, государство, общество не сделают за нас все. Наша личная ответственность
за все, что происходит на земле, огромная.
Как нести эту личную
ответственность, что делать, к какому идеалу стремиться — этому учит нас Программа Коммунистической партии Советского Союза.
МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС СТРОИТЕЛЯ
КОММУНИЗМА
«Партия считает, что моральный кодекс строителя коммунизма включает
такие нравственные принципы:
—
преданность делу коммунизма,
любовь к социалистической Родине, к странам социализма;
—
добросовестный труд па благо
общества: кто не работает, тот не ест;
—
забота каждого о сохранении н
умножении общественного достояния;
— высокое сознание общественного долга; нетерпимость к нарушениям
общественных интересов;
—
коллективизм н
товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного;
—
гуманные отношения и взаимное
уважение между людьми: человек человеку — друг1 товарищ н брат;
—
честность и правдивость,
нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;
—
взаимное уважение в семье, забота
о воспитании детей;
— непримиримость к несправедливости, тунеядству,
нечестности, карьеризму, стяжательству;
—
дружба и братство всех народов
СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;
—
непримиримость к врагам
коммунизма, дела мира и свободы народов;
—
братская солидарность с
трудящимися всех стран, со всеми народами».
Подумаем вместе над каждым нз
требовании морального кодекса.
Преданность делу коммунизма, любовь к
с о
ц и
а л
и с
т и
ч е с
к о
й Родине,
к с т р а и а м с о ц и а л и з м а.
Мы с раннего детства впитываем в
себя смысл этих слов, нам кажется странным: как может быть иначе? Конечно, мы
преданы делу коммунизма, конечно, мы любим свою страну и братские страны!
Если спросить каждого нз нас о его убеждениях, мы именно с этого и начнем:
преданность делу коммунизма. Но бывает, мы ограничиваемся словами и не
претворяем своих убеждений в действия. А настоящая любовь активна. II если мы
по-настоящему любим свою страну, мы не можем просто ждать будущего, которое
кто-то для нас построит, не можем просто говорить и мечтать о будущем — мы должны приближать его, заботиться о своей Родине.
Почему-то многие ребята наивно
считают, что патриотизм — это прежде всего умение защитить
свою страну, когда она в опасности. А в мирное время? Патриотические подвиги в
труде, научные открытия, спортивные победы— все это, мол, для взрослых, вот на войне и мальчишкам хватало дела... А на
самом-то деле каждый пз нас, сколько бы ему ни было лет, где бы он нп был, в
военное время плп в мирное, может быть а к т п в н ы м патриотом, активным
строителем коммунизма, а может быть п пассивным. Бороться за честную, чистую,
трудовую, правдивую жизнь — это уже шаг к коммунизму. «Учиться, учиться н учиться», как завещал Ленин, — это уже шаг к коммунизму. Заботиться о товарищах, работать на пришкольном
участке, помогать колхозу, собирать для страны металлолом — все это и есть шаги, пусть пока небольшие, к коммунизму. И вполне
естественно, что от этих мыслей мы переходим ко второй заповеди морального
кодекса.
Добросовестный труд на благо общества:
кто не
работает, тот не ест.
Опять возникает вопрос: не
относится ли эта заповедь только к взрослым? Ведь детп и подростки у нас в
стране не работают! Да, конечно, взрослые люди работают не для себя, плодами пх
труда пользуется общество. А вам иногда кажется: кому мой труд нужен — я ведь только для себя учусь. Это неверно. Школьник, даже самый маленький,
уже участвует в труде всех граждан на благо общества: он готовит себя к этому
труду тем, что добросовестно учится нести ответственность за свое учение! Ведь
тот, кто не научился с детства нести такую ответственность, не сможет нести ее
и когда вырастет, не будет полезным членом общества, не научится видеть в
работе радость. Ваш труд — это ваше учение, ваша помощь в школе и дома, ваша пионерская, а потом
комсомольская работа, ваша забота... о сохранении и у м и
о ж
е н
и и
о б щественного достояния.
Вы читаете в газетах, слышите по
радио о замечательных людях — рабочих, инженерах, колхозниках, экономящих государственные средства,
сохраняющих нашей стране металл, топливо, сырье... А как вы можете заботиться о
сохранении общественного достояния? Как можете умножать его?
Каждую весну ваши учителя просят вас собрать уже ненужные вам учебники,
чтобы передать нх младшим товарищам. И, к сожалению, не так уж редко
случается, что кто-то из вас не может отдать свои учебники: они изодраны,
испачканы, приведены в негодность. Вам кажется: это мелочи, подумаешь, один
учебник. А если подсчитать, сколько таких испорченных учебников наберется в
одной только области, подумайте сами, какой убыток принесет это государству,
сколько бумаги израсходует страна на новые учебники, а ведь можно на этой
бумаге печатать увлекательные книги для вас же! То же самое с партами, со школьными
стенами, с оборудованием кабинетов! Вот видите, от вас тоже зависит и
сохранение и умножение общественного достояния — ведь вы можете сами делать для школы и наглядные пособия и мебель,
выращивать деревья, разбивать цветники... Вы уже очень многое можете. Только
не забудьте: для того чтобы помогать стране, вам нужно высокое сознание общественного долга; нетерпимость к на рушению общественных
интересов.
... НАДО ЧЕСТНО жить, много ТРУДИТЬСЯ и КРЕПКО ЛЮБИТЬ ЭТУ ОГРОМНУЮ СЧАСТЛИВУЮ ЗЕМЛЮ, КОТОРАЯ ЗОВЕТСЯ
СОВЕТСКОЙ СТРАНОЙ. АРКАДИЙ
ГАЙДАР |
Представьте себе, что на заводе
или в колхозе появится человек, который станет ежедневно, постоянно
опаздывать на работу да еще время от времени обманывать врача п уходить с
работы раньше положенного срока. Станок будет простаивать, недоеные коровы
мучиться и болеть, неубранный урожай гибнуть... Конечно, такой работник
вызовет всеобщее возмущение, товарищи по работе не пройдут мимо него, они
постараются разобраться, помочь человеку, если он нуждается в помощи, а если
просто ленится, то наказать за лень.
Почему же в школе так часто еще
не вызывает ни возмущения, ни осуждения класса лентяй, вечно опаздывающий на
уроки, прогульщик, бездельник, «шпаргалочник»? Мне думается, потому, что
ребята считают мелочами все эти нарушения школьной дисциплины. Но ведь мелочи
эти формируют человека! Он станет взрослым и не сможет отделаться от дурных
привычек, усвоенных с детства. Для вас высокое сознание общественного долга — это умение понять, что вы готовите себя для полноценной творческой огромной
работы, и нельзя, невозможно воспитывать в себе леность, нельзя терпеть,
чтобы рядом с тобой вырастал бездельник или будущий тунеядец, ведь мы в ответе
друг за друга, ведь наш девиз:
коллективизм н товарищ е ская взаимопомощь;
к а
ж д
ы й
за всех, все за
одного; ведь в нашем обществе должны
быть
гуманные отношения и в з а имиое уважение
м е ж д у л ю д ь м и: человек человеку
— друг, т о в а р и щ и б
р а т.
Мы еще будем говорить подробнее о
взаимоотношениях между людьми: о товариществе, дружбе, любви, семейных
отношениях. Сейчас остановимся только на одном очень важном вопросе. Что это
значит — коллективизм?
Школьный коллектив (как и
коллектив взрослых людей) — явление сложное. В классе собираются сорок очень разных людей с очень
разными характерами, склонностями, интересами, привычками. Добиться того,
чтобы все сорок человек былп в равной степени интересны друг другу, чтобы все
сорок были как один, невозможно, да и не нужно. В каждом коллективе всегда
есть мальчики и девочки, которые дружат вдвоем-втроем, и в этом нет ничего
плохого.
Жизнь ЦЕНИТСЯ НЕ ЗА ДЛИНУ, НО ЗА СОДЕРЖАНИЕ. СЕНЕКА |
Коллективизм заключается не в
том, чтобы все люди были одинаковыми, а в том, чтобы, оставаясь разными, онп не
могли жить в одиночку, чувствовали необходимость помогать друг другу, не
обижая друг друга ни равнодушием, ни излишним, назойливым вниманием. Чувство коллективизма
особенно хорошо развивается у детей в больших семьях, где люди привыкают
внимательно относиться к братьям и сестрам. А в школе чувство коллективизма
растет и укрепляется в общем труде, в походах, в заботе всех об одном — заболевшем пли попавшем в беду товарище.
Вы ведь знаете таких мальчиков н
девочек, которые всегда, при любых обстоятельствах думают только о себе и себе
лично прощают любые грехи, считая себя не такими, как все. Все убирают школу, а
один позволяет себе не убирать. Все работают на поле, а один позволяет себе
уйтп купаться. Все несут в школу макулатуру, а один думает: ничего, я не
принесу, сойдет как-нибудь, не заметят... Представьте себе класс, целиком
состоящий пз подобных личностей, — вот вам п пример полного отсутствия
коллектива!
Чувство коллективизма — это прежде всего умение уважать людей вокруг себя, помнить о том, что люди
рядом с тобой такие же, как ты, не хуже тебя, а, может быть, лучше. Они испытывают
те же трудности, у них своп желания, своп мечты, они учатся подчинять своп
личные интересы общим, чтобы тебе было легче жить, и ты должен подчинить
своп интересы общим, чтобы легче и интереснее жить было всем...
Выполнить все требования
морального кодекса не так-то просто. Нужно очень много в себе пересмотреть,
многое воспитать, чтобы быть достойным гражданином будущего. Посмотрите,
сколько мыслей вызывает, например, одна только такая заповедь морального
кодекса: честность п правдивость,
нравственная чистота, простота и скромность
в общественной
и л и ч н о й ж и
з н п.
Алексей .Максимович Горький в
очерке «В. II. Ленин» рассказывает: «Был в нем некий магнетизм, который
притягивал к нему сердца н симпатии людей труда. Оп не говорил по-итальянски,
но рыбаки Капри, видевшие и Шаляпина и немало других крупных русских людей,
каким-то чутьем сразу выделили Ленина на особое место. Обаятелен был его смех — «задушевный» смех человека, который, прекрасно умея внтеть неуклюжесть
людской глупости п акробатнческпе хитрости разума, умел наслаждаться детской
наивностью «простых сердцем».
Старый рыбак Джнованнп Спадаро
сказал о нем:
— Так смеяться может только честный человек».
Это очень мудрые слова. У
честного человека спокойная совесть. Ничто не мешает ему наслаждаться солнцем,
морем, рыбной ловлей, улыбками людей. Честному человеку легче жить на земле — вот что надо запомнить! Какого же человека мы
называем честным?
Прежде всего о понятии честь. Отвлечемся на минутку от нашего
разговора и перенесемся... на бал. Перед нами два друга. Одни из них решил
подшутить над другим. Он танцует с невестой друга «и, наклонясь, ей шепчет
нежно какой-то пошлый мадригал и руку жмет...». Обиженный друг «выходит,
требует копя и скачет. Пистолетов пара, две пули — больше ничего — вдруг разрешат судьбу его». Вы,
конечно, узнали Онегина и Ленского. Вы помните, как трагически кончилась эта
«шутка»: Ленский вызвал Онегина на дуэль, тот сразу же согласился, но «наедине
с своей душой был недоволен сам собой». Онегин знал, что нельзя, недопустимо
принимать вызов ц рисковать двумя жизнями из-за пустяка. Он даже чувствовал,
что был неправ, что надо бы извиниться... Но — законы чести! Онегин едет на дуэль— и ... «младой певец нашел безвременный
конец! Дохнула буря, цвет прекрасный увял на утренней заре, потух
огонь на алтаре!»
Мы не согласны с Онегиным, мы
осуждаем его. А он ведь защищал свою честь. Но понимание чести у него было
другое, чем у нас, — ограниченное, дворянское,
эгоистическое. Любая мораль, кроме нашей, социалистической,— мораль замкнутой касты. Недаром существовали понятия дворянской,
королевской, рыцарской честн. Для нас же важна честь любого человека, кем бы
он нн был!
Мы не позволим оскорбить словом и
тем более действием наших близких — мать, отца, сестру. Но по-настоящему честный человек не позволят оскорбить
в своем присутствии любую женщину, любого старика, любого человека. А если сам нечаянно обидит
человека, то сейчас же извинится. Так изменилось в наше время понятие чести,
потому что в его основе, как и в основе всех наших нравственных законов, лежит
главный принцип: уважение к человеческой личности.
А ведь выполнить требования
чести, быть до конца честным не всегда просто. Иногда так хочется промолчать,
отойти в сторонку, слукавить перед самим собой — мол, не мое дело, меня не спрашивают... Умение преодолеть это боязливое
желание называется г р а ж данск им мужеством.
Сколько раз, вероятно, каждому нз
вас приходилось присутствовать на классном собрании, когда учитель или
директор школы спрашивает: «Кто разбил окно?» или «Кто сломал стул?» II вы
совершенно справедливо не любите того Петю, который встает и угодливо
сообщает: «Это сделал Миша». Но как вам нравится позиция Миши, струсившего и
смолчавшего Миши?
Мужество многообразно, и оно
начинается с мелочей. Вот с таких мелочей — уметь встать п признаться в своей вине. Говорят, есть люди, храбрые в бою н
трусливые в будничной жизни. Мне кажется, этих людей нельзя все-таки назвать
по-настоящему мужественными. Ведь страх испытывают все. Храбр не тот, кто
ничего не боится (таких людей нет), а тот, кто умеет преодолеть свой страх.
Я думаю, пусть простят меня
мальчики за этн слова, что Юрнй Гагарин боялся лететь в космос. Первый человек — первый раз! И подвиг его в том, что он преодолел, убил в себе страх — спокойно спал, готовился к полету, улыбался...
А вы что чувствовали, когда
первый раз прыгали в воду с вышки? Или готовились спуститься на лыжах с высокой горы? Или выступить
наперекор общему мнению на собрании? Признайтесь честно — вы боялись. И в этом нет ничего стыдного. Стыдно не уметь преодолеть свой
страх. А бояться и переступить через свою боязнь — это и есть мужество, где бы оно нп проявилось: за партой нлп в окопе, на
собрании нлп на ракетодроме!
Мужество многообразно, но прежде всего оно в том, чтобы
заставить себя не бояться!
Не думайте, что мы с вамп
отвлеклись от темы: ведь нас интересует, какого человека можно назвать честным,
нравственно чистым, а оба эти понятия требуют, чтобы человек был мужественным.
САМОЕ ДОРОГОЕ У ЧЕЛОВЕКА — эТО ЖИЗНЬ. ОНА ДАЕТСЯ ЕМУ ОДИН РАЗ, И ПРОЖИТЬ ЕЕ НАДО ТАК, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО
МУЧИТЕЛЬНО БОЛЬНО ЗА БЕСЦЕЛЬНО ПРОЖИТЫЕ ГОДЫ, ЧТОБЫ НЕ ЖЕГ ПОЗОР ЗА
ПОДЛЕНЬКОЕ И МЕЛОЧНОЕ ПРОШЛОЕ И ЧТОБЫ, УМИРАЯ. СМОГ СКАЗАТЬ: ВСЯ ЖИЗНЬ И ВСЕ
СИЛЫ БЫЛИ ОТДАНЫ САМОМУ ПРЕКРАСНОМУ В МИРЕ — БОРЬБЕ ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
. Н.А. ОСТРОВСКИЙ |
Понятие нравственной чистоты
также вызывает немало мыслей. Вспомним знакомую п любимую нами детскую книгу.
Чук и Гек, подравшись, нечаянно выкинули за окно телеграмму от отца.
Испугавшись неприятностей, они матери об этом не сказали, но чувствовали себя
иочему-то неловко. Пришлось им друг друга уговаривать: мол, нас же не
спрашивают, была ли телеграмма, мы же не выскочки... Какое чувство говорило в
малышах? Почему им было неловко и друг перед другом, и каждому перед самим
собой?
Герой другого рассказа Гайдара—«Судьба барабанщика» —Сергей продает горжетку своей мачехи Валентины. Это его невероятно мучает.
Ему приходится уговаривать себя куда дольше и серьезней, чем Чуку и Геку. Да и
проступок его тяжелей. Но чувство, заставляющее мучиться и малышей и
подростка, одно и то же. Называется оно — совесть.
Вспомним еще одного литературного
героя, ничем не похожего на советских мальчиков нз книг Гайдара, — царя Бориса Годунова пз пушкинской трагедии. Вот что он говорит: «Ничто не
может нас среди мирских печалей успокоить; ничто, ничто... едина разве
совесть».
Что же такое совесть? Толковый
словарь отвечает на этот вопрос так: «Внутренняя оценка, внутреннее сознание
моральности своих поступков, чувство нравственной
ответственности
за свое поведение» (разрядка моя. — II. Д.).
Ответственности перед кем? Для
первобытного человека — перед своим родом, перед обожествленными
им силами природы. Для средневекового монаха—перед богом. Да и для пушкинского царя Бориса — тоже ответственность перед богом: ведь никто, кроме самого царя и бога, в
которого Борис верил, не знает точно, убил ли
он царевича Димитрия.
Ну а Чук и Гек, наши маленькие
современники? Они-то в бога не верят, да и грех их не
так уж велик. Перед кем же онп несут ответственность за своп поступки? Перед
самими собой. Перед собственным, воспитанным с младенчества убеждением: не
нужно лгать, скрывать, надо жить честно. Этому научило их то общество, в котором онп живут. Значит,
нх совесть — это ответственность перед
обществом.
Я ЛЮБИЛ ЖИЗНЬ II ЗА ЕЕ КРАСОТУ ВСТУПИЛ В БОЙ. Я ЛЮБИЛ ВАС, ЛЮДИ, И
БЫЛ СЧАСТЛИВ, КОГДА ВЫ ОТВЕЧАЛИ МНЕ
ТЕМ ЖЕ, II СТРАДАЛ, КОГДА ВЫ МЕНЯ НЕ
ПОНИМАЛИ ЮЛИУС ФУЧПК |
Как видите, и понятие совести тоже
пзменяется в течение веков. Можно обмануть другого человека. Еще легче — бога. Можно даже себя самого. Общество обмануть нельзя. И поэтому наше
сегодняшнее чувство совести требовательнее, чем у наших предков. Но н сегодня
вы можете встретить человека, о котором скажут, и, к сожалению, справедливо: «Совести у него нет!» Это потому,
что всякое нравственное качество можно воспитать в себе, а можно и заглушить.
Люди не рождаются честными и бесчестными, благородными и бессовестными. Онп
делаются такими постепенно, развиваясь и формируясь. Каждый наш поступок против
совести, даже самый мелкий, опасен тем, что учит нас прощать себе, не требовать
от себя многого, мириться со своими недостатками — постепенно заглушает нашу совесть, лишает нас нравственной чистоты.
Когда мы открываем книгу Гайдара,
мы знакомимся с очень добрым человеком. Да, да, с добрым, хотя это в его
«Военной тайне» погибает Алька, и далеко не всегда его герои поступают как
надо. Что же такое доброта? И всегда
ли она нужна человеку?
Есть добрые тетушки, готовые
жалеть всех подряд: вот пьяный идет, шатается — ах, бедненький; вот мальчик упал —не плачь, деточка; вот здоровенный детина в трамвае попался контролеру без
билета — отпустите его, он больше не
будет!
А между тем даже упавшему малышу
вредна такая доброта: услышав
сочувственные речи тетушек, он начинает плакать еще громче.
Так вот, по-настоящему добрым был
Гайдар. Он умел помогать людям, заботиться о них, не унижая их жалостью. В
основе его любви к людям лежало уважение к ним. В 1963 г. издательство «Советская Россия» выпустило очень
хорошую книгу Э. Цюрупы «Умеешь ли ты читать?». В этой книге есть целая глава о
Гайдаре, называется она «Самое главное».
Вот отрывок нз этой книги:
«Помнишь, в «Военной тайне» во время остановки поезда отец посылает Альку за
сппчкамп? Натка неодобрительно следит за этой сценой. Но когда за окном,
подавая сигнал к отправлению, засвистел кондуктор, Алькнн отец сразу же отложил
газеты и быстро вышел пз вагона. Вернулись онп с сыном уже вдвоем.
—
Ты зачем приходил? Я бы и сам
принес,— спросил мальчик.
—
Я это знаю,— ответил отец.— Но я вспомнил, что забыл
газету...
... Точно такая же сцена произошла в жизни, когда Гайдар
с маленьким сыном
Тимуром ехал на юг. Сам Гайдар ... дал сыну поручение, очень волновался и даже вышел
нз вагона, чтоб встретить его на платформе. Но когда Тимур появился со
сппчкамп, отец не унизил его, высказав свою тревогу. Он сделал вид, что вышел
купить что-то в киоске. Пусть сын и пусть каждый маленький человек знает, что
никто не усомнится в его самостоятельности, в его умении и мужестве н что ему
всегда смогут доверить ответственные задания».
Вот что такое доброта — такая забота о человеке и такое внимание к нему, которые поднимают
человека, требуют, чтобы он становился лучше! А зачем все это человеку? Зачем
быть честным, мужественным, благородным, добрым? Может, и не стоит воспитывать
в себе те качества, о которых мы говорим?
Мы, люди, не живем в одиночку. И
все качества, которые мы хотим воспитать в себе н в других, для того и нужны,
чтобы нам всем было хорошо жить вместе. Замечали ли вы, например, как трудно
иметь дело с нерешительным человеком? Во всем, в любой мелочи он ненадежен.
«Пойдешь с нами в поход?» — «Да, возможно, надо подумать...» — и так продолжается до тех пор, пока все не войдут в поезд, а нерешительный
останется на платформе нлп, обиженный, с мрачным выражением на лице, не вскочит
в последнюю минуту в вагон: вот какие люди, не захотели его дождаться, не
разделили его колебаний!
Это мелочь. Но решительность нужна и в более серьезных
делах. Как важно уметь вовремя, четко и уверенно сделать то, что необходимо:
вступиться за товарища или броситься в реку за тонущим ребенком, поднять руку
при голосовании пли вмешаться в чужую жизнь, когда она идет неправильно.
Вмешаться в чужую жизнь... Вы
знаете и таких людей, которые делают это на каждом шагу, поучая и наставляя,
навязывая свое мнение, которое онн считают единственно правильным,
непогрешимым... С такими людьми тоже трудно жить рядом. Им не хватает важного человеческого
качества — с к р о м н о с т и.
Вы помните известный рассказ о
том, как Владимир Ильич Ленин пришел в кремлевскую парикмахерскую н спокойно
занял очередь. Все, кто был в парикмахерской, понимали: дел у Ленина больше,
чем у них, а времени, чтобы ждать, меньше. Но Ленин ни за что не хотел идти без
очереди, пока один человек не предложил ему поменяться очередью, сказав, что он
не торопится.
Так вел себя Ленин. А вы,
признайтесь, всегда ли вы дожидаетесь своей очереди, чтобы подойти к кассе или
прилавку, войтн в трамвай, получить пальто на вешалке? Это не мелочи,
поверьте! В таких, казалось, незначительных обстоятельствах воспитывается
скромность - умение не ставить себя выше других людей, помнить о них, уважать
нх.
Вы заметили, вероятно, что в
заповедях морального кодекса говорится не только о тех качествах, которые мы
должны воспитывать в себе, но и о тех, с которыми нам нужно бороться, и
бороться активно, непримиримо, горячо. И одна заповедь гласит:
непримиримость к несправедливости, тунеядству,
нечестности, карьеризму, стяжательству.
Мы, люди, не просто живем вместе,
мы зависим друг от друга. Каждый нз нас связан теснейшими узами со множеством
людей, от поступков и личных качеств которых зависит многое в нашей жизни. Даже
первоклассник — посмотрите, сколько вокруг него
людей, влияющих на его характер, взгляды на жизнь, настроения: мама, папа,
бабушка, учительница, директор школы, соседи по квартире, товарищи по классу и
по двору... Если каждый нз этих людей будет добр и внимателен к малышу, он не
сможет не вырасти добрым и внимательным. Но если хотя бы один взрослый будет к
нему несправедлив... Ничто не наносит такой тяжелой обиды, как
несправедливость. Ничто так не портит формирующегося человека.
Но справедливость нужна не только
взрослым. На собрании девятого класса одной девочке напомнили, что у нее три
двойки по физкультуре. Не размышляя, не колеблясь ни секунды, она воскликнула:
«Это Ольга Сергеевна виновата!» У другой девочки учитель отобрал шпаргалку,
поставил, конечно, единицу. Девочка очень возмутилась: «Это же формализм! Я все
знаю!»
Мы, взрослые, прекрасно понимаем,
как много требуете — и правильно, надо требовать!— от нас вы, наши дети и ученики. Но ведь и мы вправе требовать от вас того
же! И очень обидно за таких вот девочек. Привыкнув с юности все свои
прегрешения сваливать на других, смогут ли они вырасти справедливыми людьми?
ВОЛЯ НАША. КАК И НАШИ МУСКУЛЫ,
КРЕПНЕТ ОТ ПОСТОЯННО УСИЛИВАЮЩЕЙСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ... НЕ ДАВАЯ ИМ УПРАЖНЕНИЯ,
ВЫ НЕПРЕМЕННО БУДЕТЕ ИМЕТЬ СЛАБЫЕ МУСКУЛЫ И СЛАБУЮ ВОЛЮ. К.Д. Ушинский |
А вдруг они станут учительницами,
легко ли будет пх ученикам?
Моральный кодекс требует от нас
непримиримой борьбы с тунеядством. Кто такие тунеядцы, и откуда они взялись в
нашей стране? До Октябрьской революции в России существовал целый класс
тунеядцев — помещики и капиталисты. Эти
люди, не работая сами, пользовались трудом других людей — рабочих и крестьян. Октябрьская революция уничтожила эту чудовищную
несправедливость, прекратила существование паразитических классов. У нас в
стране все люди равны перед законом п эксплуатация людей запрещена. Но
находятся люди, которые обходят закон, ускользают от него. Великовозрастный
сынок эксплуатирует своих родителей, и сердобольные родители прощают ему это,
жалеют своего «ребенка». Онп работают, а сын развлекается на заработанные ими
деньги. Так возникает тунеядство. Образ жизни, нарушающий нашу мораль,
безнравственный.
Случается, что родители,
ослепленные любовью, говорят: '«Кому какое дело, ведь мы сами даем сыну
деньги, ведь он не насильно использует наш труд, мы добровольно его поддерживаем,
мы ведь не чужие...»
Это объяснение чудовищно, хотя и
продиктовано любовью. Бесконтрольное владение не заработанными своим трудом
деньгами развращает человека. Ему всего кажется мало. Он непременно начнет
изыскивать пути, чтобы, пе трудясь, получить как можно больше: он встанет на
путь спекуляции или мелкого торгашества пли ... дойдет до преступления.
А представьте себе, что родители
заболеют или умрут, — кто тогда будет содержать их
сына, не привыкшего работать? Тут уж он обязательно начнет искать «легких
денег», нетрудовых доходов, будет жить за счет чужого труда. Вот почему мы
считаем тунеядство одним нз главных преступлений против нашей морали, вот почему
мы должны быть н е п р н м и р п м ы м и борцами против тунеядства и спасать
от него людей. Ведь человека можно научить любить труд, можно возродить его для
творчества!
Мы уже говорили о том, что многие
людские пороки вырастают нз уверенности: я не такой, как все, мне позволено
то, что не позволено другим; я лучше
всех, а все остальные ниже меня... Тунеядец тоже так рассуждает: пусть другие
трудятся, а я иной, я выше простых
«работяг».
ХРАБРЫЙ —это НЕ ТОТ ... КОТОРЫЙ НЕ БОИТСЯ, А ХРАБРЫЙ ТОТ, КОТОРЫЙ
УМЕЕТ СВОЮ ТРУСОСТЬ ПОДАВИТЬ. А. С. МАКАРЕНКО |
Казалось бы, что общего между
неработающим тунеядцем и человеком, с утра до ночи проводящим на работе,
стремящимся как можно быстрее и как можно выше продвинуться по службе? А общее — то самое убеждение: мне все позволено, я лучше других... Вы, вероятно, и у
себя в классе знаете таких мальчиков и девочек, которые рвутся занять пост
председателя совета отряда плп дружины не из желания помочь школе, товарищам,
а чтобы выпятить свою персону, получить характеристику получше. Рядом с ними
люди работают от души, стремятся сделать жизнь класса или школы веселее,
содержательнее, теплее, а они только о своем благополучии и помышляют! Не нужно
думать, что эти мальчики и девочки такие уж пропащие люди, что пх не
переделаешь. Их надо перевоспитывать,
не можем мы с вами позволить людям растить в себе карьеризм. Мы должны
объяснять н словами и делом, что они свою собственную жизнь обедняют заботой
только о себе, что остальным ребятам интереснее н лучше живется на свете.
Читали ли вы увлекательную
повесть В. Козлова «Копейка»? В ней убедительно показано, как убога жизнь
человека-стяжателя, стремящегося к своему личному обогащению н не замечающего
кипящей вокруг него жизни. Прочтите эту повесть, и вы поймете, почему
стяжательство названо в моральном кодексе среди
самых опасных пороков.
Нам осталось прочитать
заключительные строки морального кодекса, в которых сформулированы такие
нравственные принципы:
дружба н братство
народов
СССР, непримиримость к национал ь
ной
и расовой неприязни;
непримиримость к врагам к
о м м у н и з м а, дела мира
и сво б о д ы народов;
братская солидарность
с трудящимися всех
стран, со всеми народами.
За мир.
Художник Ф. П. Решетников.
II маленькие граждане Франции
борются за мир.
Правительству царской России было
выгодно раздувать вражду между народами. Оно внушало темным, малокультурным
людям, что представители другой национальности виновники всех бед. Плохо
живется грузинам — виноваты армяне. Армянам — виноваты грузины. Украинцам — виноваты русские, евреи, белорусы... Царское правительство поощряло национальную неприязнь — оно отвлекало людей от классовой оорьбы, мешало росту
сознания, уводило от единственно правильной мысли: в невзгодах всех народов
виновата капиталистическая система.
Коммунистическая партия с первых
же лет своего существования начала борьбу за дружбу людей всех национальностей,
за объединение всех народов в борьбе против общих врагов — помещиков, капиталистов, царя. У нас в стране люди всех национальностей
равны, нет никаких оснований для национальной н расовой неприязни, но
пережитки прошлого еще сохранились в сознании некоторых малокультурных людей.
Мы не можем мириться с проявлениями национальной и расовой неприязни, потому
что они враждебны нашим идеям, нашим принципам, всему духу нашего Отечества, которое борется за Мир,
Труд, Свободу, Равенство, Братство и Счастье всех народов.
Когда мы видим неприязненное
отношение к человеку другой, чем наша, национальности, мы не вправе пройти
мимо, как не вправе мириться с карьеризмом, тунеядством, стяжательством,
лицемерием — со всеми пороками, которым нет
места в нашем обществе.
А мы не просто идем в будущее, мы
боремся за него, воспитываем себя для него, накапливаем то богатство, без
которого плохо жить.