И. И. Скворцов-Степанов «Мысли о религии»

 

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Видный деятель Коммунистической партии Советского Союза Иван Иванович Скворцов-Степанов (1870-1928) немало сил отдал делу борьбы против религиозных предрассудков. Его брошюра «Мысли о религии» вышла впервые в 1922 г., затем была переиздана в 1936 г. в сборнике антирелигиозных произведений И. И. Скворцова-Степанова под названием «Мысли о религии».

Настоящее издание брошюры «Мысли о религии» печатается по тексту издания 1936 г.

 

1. В поисках бога

Убедив себя, что в таком-то месте есть клад, человек начинает копать землю. Не найдя клада, он уверяет себя, что копал недостаточно; если бы он взрыл всё место на большую глубину, клад был бы найден.

Раньше человечество повсюду видело богов: всё равно, как кладоискателю кажется, будто сокровища везде лежат на самой поверхности земли. Когда оно начало изучать явления природы и человеческой жизни, боги стали уходить для него всё дальше и дальше. Двигаясь вперёд, верующие люди всё ещё воображают, что боги живут где-то впереди. Однако и новые шаги по пути познания не приближают его к богам. Напротив, боги всё больше отдаляются, улетучиваются, закутываются туманами. Приходится говорить, что они существуют ещё дальше. Они всё больше изгоняются из природы и человеческой жизни.

И когда верующие люди убедятся в этом, они скажут: напрасно мы ухлопывали время и силы на поиски кладов, о которых говорят сказки. Будем копать землю, но только затем, чтобы на ней сеять, чтобы добывать из неё руду и каменный уголь. Не волшебством, а трудом и знанием будет построена новая жизнь.

 

2. Религии будущего

В настоящее время никто не станет говорить об астрологии будущего. Астрология - гадание по движениям звёзд о судьбе того или иного человека - заменилась астрономией, которая изучает действительные движения светил и открывает в них правильность, закономерность. Современная астрономия может наперёд сказать, как будут расположены звёзды через десять, двадцать, сто лет и т. д.

Астрономия знает, что многие светила в миллионы и тысячи миллионов раз больше Земли.

Смешна и нелепа мысль, будто эти светила существуют и двигаются только затем, чтобы предсказывать будущую судьбу какой-нибудь новорождённой козявочки, называемой человеком.

Астрология окончательно умерла. Об астрологии будущего не говорят. Почему же не видят, что столь же смешно говорить о религии будущего?

 

3. Можно ли существовать без веры?

Древний египтянин никогда не поверил бы, что люди когда-нибудь сумеют обходиться без его храмов и без переполнявших эти храмы святынь: без статуй богов, имевших вид крокодила, кошки, быка, собаки или снабжённых головами этих животных. Никогда не поверил бы древний египтянин, что можно существовать без молитв и без жертв этим богам. И не поверил бы он, что эти боги безвластны по отношению к силам природы и что моления перед ними не оказывает никакого влияния на произрастание хлебов, на умножение стад, на причины болезней.

Так и современному верующему представляется невозможным существование без церквей, без покрывающих их стены икон, без попов, без молебствий и без колдовских действий, которые называются таинствами.

 

4. Уважение к религиозным чувствам

Успехами знания все религии расшатаны. Религии превратились в разрозненные обломки некогда целостного миросозерцания, по-своему стройного и законченного. Окончательное крушение этих обломков - вопрос только времени.

Все умные люди видят, что невозможно отстаивать те сказки, которые преподносятся религиями. Никто уже не говорит об уважении к религии. Но, желая отсрочить их гибель, требуют уважения к религиозным чувствам верующих.

Неужели следовало уважать религиозные чувства дикаря, который убивал людей и приносил их в жертву своим идолам? Неужели мы должны почтительно относиться к религии эскимоса, который, сделав человекоподобную фигуру из дерева и облив её рыбьим жиром, ожидает в награду за это большого улова? И неужели надо умиляться перед людьми, которые, побрызгав «святой» водой на поля, воображают, что какой-то бог из подражания им брызнет дождём?

 

5. Божественная и человеческая справедливость

Умственно слабые, мелкие и мелочные люди страдают страшной обидчивостью. Они болезненно подозрительны, им всегда кажется, что ими пренебрегают, их намерены оскорбить. Поэтому, они обыкновенно задыхаются от постоянной озлобленности, на всех глядят исподлобья, рады всякому случаю причинить зло своим недругам.

Умственно и нравственно сильный человек, находя опору в своей силе, спокойно и открыто подходит к людям. От него отлетают даже действительные попытки обидеть его, он благодушно усмехается, если встретит мелочную враждебность, и своим широким, человеческим отношением к слабостям слабых помогает им сделаться сильнее.

Откуда же такая бесчеловечная обидчивость и мстительность в боге? За одно яблоко - взрыв бешеной ярости, проклятие не только виновников, но и бесконечного ряда их потомков. За недостаток почтительности - неистовый гнев, опустошительный потоп, истребляющий всё человечество, в том числе и грудных, и даже ещё не родившихся младенцев. 3а малейший проступок – безумное исступление, осуждающее виновного на вечные муки.

Нет, наша коммунистическая нравственность бесконечно выше и чище дикой божественной нравственности!

 

6. Религия и нравственность

Многие первобытные народы, переставшие быть людоедами, ещё долго после того приносили в пищу своим богам человеческие жертвы, т. е. кормили их человеческим мясом и кровью. Так пережитки старины долго сохраняются в религиозных верованиях и обрядах.

Теперешние христиане, не испытывая отвращения, уверяют, что они едят человеческое тело своего бога и пьют человеческую кровь своего бога («таинство причащения»).

Языческие боги развратны, мстительны, коварны, жестоки, а их поклонники уже считают такие свойства в отношениях между собою безнравственными.

Иудейский Иeговa представляется бесконечно более жестоким и мстительным, чем были веровавшие в него иудеи.

Для христиан многие массовые жестокости сделались бы отвратительными, если бы их не благословляла церковь.

Многие отцы, верующие христиане, жизнь свою положили бы за счастье своих детей. Но все они веруют, что их бог без всякого сожаления принёс в жертву себе своего единственного и ни в чём не повинного сына.

Справедливость и нравственность религий - варварская справедливость и нравственность, как те эпохи, когда религии возникали.

 

 7. Христианская любовь к ближнему

 «Люби ближнего твоего: за это ты унаследуешь царство небесное.

Избегай делать зло ближнему: иначе тебе будет уготована геенна огненная».

Почему это называется любовью к ближнему, а не любовью к самому себе?

В «Послании к римлянам» (глава ХII, стихи 19, 20, 21) апостол Павел тоже требует: «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром».

В пояснение этого он пишет: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу божию. Ибо написано: мне отмщение, я воздам, говорит господь».

Значит, спуская врагам вашим, утешайтесь сознанием, что бог отомстит им более жестоко, чем вы сумели бы отомстить.

Какое же это прощение обижающих вас?

И там же Павел пишет: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его, ибо, делая сие, ты соберёшь ему на голову горящие уголья».

Значит, своей кротостью по отношению к врагу усыпляй его, воздерживай от раскаяния за содеянное тебе зло. За это ты будешь наслаждаться зрелищем врага, претерпевающего страшные муки в геенне огненной.

Почему же это называют прощением врагов, любовью к ним, а не самой жестокой ненавистью и не самым низким злорадством?

 

8. Целомудрие святости

Ничто так не оскверняет человека, как безусловное осуждение физических потребностей. Чем больше он их осуждает, чем больше предаёт проклятию как греховные и бесовские, тем с большею властью они заявляют о себе, тем неумолимее овладевают всеми чувствами и помыслами. Ум христианского подвижника, который ночью и даже днём видел в пустыне десятки танцующих голых блудниц и прелестниц, простирающих к нему пламенные объятия, был развращён в десятки и сотни раз больше, чем ум крестьянина, который женился в раннем возрасте и не знал никаких искушений. Нет ничего лживее выражения: «спит сном праведника». Сны христианского праведника и подвижника, терзаемого вечной похотливостью, нечистые, грязные сны.

Самая религия давала исход подавляемым физическим потребностям и питала любострастие, развивавшееся в снедающую и сжигающую болезнь.

Монах, осыпающий лобзаниями руки богоматери, отшельница, покрывающая поцелуями ноги Иисуса, беседующего с Марией, они, сами не сознавая того, своими действиями выражали ту душевную бурю, которую вызывал в них вид всякой красивой женщины и всякого привлекательного мужчины.

Спасаясь от разврата, они предавались самому разрушительному и неестественному разврату.

 

9. Вера и знание

Религиозная вера останавливает полёт человеческого духа, ограничивает область мысли, насильственно связывает её.

Одно восточное сказание говорит, что мир поддерживается слоном, который стоит на громадной черепахе, черепаха плавает на молочном море. Будет грехом, если верующий спросит: а на чём же держится это молочное море? Он должен смирять свою любознательность и останавливаться там, где объяснение прервано. В конце концов он перестаёт замечать, что здесь - насильственный перерыв в объяснениях.

Я знал попугая, который насвистывал: «Чижик, пыжик, где ты был?». Но он знал напев только до слова «где» и всегда останавливался на этой ноте. Он, видимо, был доволен недоконченной песенкой и не чувствовал всей нелепости и искусственности перерыва. Таковы и все верующие люди. Разбираясь в явлениях, они доходят до слова, на котором их с детства приучали останавливаться. И они покорно останавливаются сами и стараются останавливать своих детей. Они, как попугай, перестают замечать, что их песенка произвольно и нелепо оборвана.

 

10. Что такoе вера

Вера в бога - это воззрения диких и варварских народов, сохраняющиеся в современном обществе. Если бы люди, которые буквально придерживаются того, что говорится в религиозных книгах, получили власть, они постарались бы возвратить и науку, и всё общество к временам дикости и варварства.

Вера - это якорь, которым хотят прикрепить к какой-нибудь мели корабль, приготовившийся к далёкому плаванию, к исследованию широкого мира, к изучению того, что лежит за линией горизонта.

 

11. Cлeпота веры

Один брамин (индийский священник), встретившийся с европейцем, хвалился своим благочестием. «Я, - говорил он, - во всю свою жизнь не раздавил и самой маленькой козявки. Я щажу жизнь всякого существа».

Европеец молча подал ему микроскоп и показал, что во всякой крошке пищи, во всякой капле воды копошится множество мельчайших животных.

Ошеломлённый брамин возвратил микроскоп европейцу. «Дарю его вам»,- сказал европеец. Брамин с восторгом схватил микроскоп и ударом о камень разбил его вдребезги.

Если бы это было во власти браминов, они точно так же разбили бы человеческий разум.

Когда запрягают лошадей, им часто надевают наглазники (шоры) для того, чтобы они не смотрели по сторонам. Они видят тогда только одну точку и бегут к ней с покорностью неведения, управляемые властью кнута.

Если бы это было во власти браминов всех религий, они надели бы наглазники на всё человечество, чтобы оно ничего не видело кроме того, чему учат брамины и их священные книги.

 

12. Воспитательное значеиие религии и науки

Религия самодовольно объявляет найденным то, что наука ещё только ищет. Наука ещё только исследует, вслушивается и вглядывается, а религия объявляет, что она уже всё увидала и услыхала две тысячи или даже семь тысяч лет назад, когда люди были невежественными варварами и дикарями.

Наука выслушивает возражения и поправляет свои выводы. Религия предписывает просто повторять то, что написано в её книгах, составленных много сотен лет назад, когда люди ещё мало изучили мир.

Наука действует на разум и стремится пробудить сознание; религия хотела бы убить разум и рассказывает, как жестоко наказал бог первых людей за их стремление к знанию. Всякое сомнение жрецы объявляют признаком слабости веры, грехом и нечестием, с которым следует бороться самыми решительными мерами. Истинно верующий должен задавить в себе всякую способность к самостоятельному мышлению и рассуждению.

Наука ведёт вперёд, вера отбрасывает назад.

 

13. Кomу - вера, кому – наука

В старые времена, когда громадные массы угнетённых не умели читать, защитники эксплуататорского строя были откровеннее. Лет полтораста назад они прямо писали: «религию надо сохранить для народа». И даже лет сто назад французский историк Гизо откровенно заявил: «Христианство необходимо для народов: оно является истинной школой почитания». А его ученик так пояснил эти слова: «Без религии социальный вопрос, - т. е. борьба за уничтожение всякого угнетения, - захлестнёт народы; церковь необходима для укрепления собственности».

Теперь собственникам приходится соблюдать большую осторожность. Они должны показывать вид, будто бы и сами они верят.

Но в глубине души они думают так же и так же глубоко презирают народные массы. Для «белой кости» - наука, действительные знания. Для «чёрной кости» - вера и те нелепые объяснения, которые делаются в так называемых священных книгах. Этак будет спокойнее, думают люди имущих классов.

 

14. Вера и развитие человечества

Наиболее глубоких и правильных представлений о мире и обо всём, что в нём совершается, мы ищем в современной науке.

Но почему верующие обращаются за назиданием к варварам и дикарям? Неужели они думают, что эти невежественные люди понимали что-нибудь отчётливее и глубже, чем понимают новейшие поколения?

Тот бог, который будто бы продиктовал священные книги разных религий, обнаруживает самое поразительное непонимание мира, он ничего не знает дальше того клочка земли, на котором жили его первоначальные почитатели. Он так невежественен, что не выдержал бы экзамена на звание учителя церковно-приходской школы. А в тех книгах, которые будто бы внушены этим богом, верующие всё ещё ищут поучения для себя.

Часто этот бог не умеет толково выразить свои мысли.

А верующие, вместо того чтобы признать его малограмотным, ищут таинственного смысла в невежестве.

По своим нравственным понятиям бог - дикарь или варвар.

А верующие умиляются над писаниями варваров и дикарей. Это то же самое, как если бы взрослый человек начал искать назидания у ребёнка, который едва стал лепетать.

 

15. Почему священные книги умиляют?

Священные книги всех религий до сих пор остаются для верующих священными.

Приступая к ним, верующий с самого начала испытывает благоговение и трепет.

Испытывая благоговение и трепет, он не может и не хочет их понимать: он умиляется.

До его ума доходят только места, которые он понимает; через непонятные и нелепые места его мысль скользит, не зацепляясь за них. Поэтому они не вызывают в верующем сомнений, протеста и возражений.

Поэтому его не возмущает и та дикарская или варварская нравственность, которая выражается в словах и действиях проповедников, пророков и самого бога или богов и которая для современного человека представляется самой вопиющей безнравственностью.

Священные книги до сих пор ещё умиляют верующих, потому что они всё ещё считают их священными.

 

16. Божественность священных книг

Для магометанина из корана говорит сам аллах, а христианин скажет: «Как много нескладного в этой книге!».

Брамин слышит голос божественного откровения в своих Ведах. А слегка образованный магометанин скажет: «Какие детские сказки рассказываются в этих песнопениях!».

Сам бог говорит христианину из евангелий. А теперь даже протестантские пасторы конфузливо стараются обойти молчанием или как-нибудь поразумней истолковать многие несуразные выдумки, которые преподносятся в евангелиях.

В так называемых священных книгах нет ничего божественного. Только верующий отыскивает и вкладывает в них бога.

 

17. Искупительная жертва христа

Христиане веруют, что бог послал своего сына на страдания и смерть во искупление человечества.

Человечество, по верованиям христиан, осуждено за вину Адама, за его неповиновение заповеди божией, за то, что он попробовал яблоко, которое росло на виду, но которое ему почему-то было запрещено пробовать.

Значит, человечество осуждено за проступок, в котором оно неповинно, за преступление, которое совершено его отдалённейшим предком.

Это всё равно, как если бы за преступление Иванова присудили к вечной каторге и самого Иванова, и его детей, и внуков, и внуков их внуков, и так далее до бесконечности.

В крыловской басне волк хочет съесть ягнёнка за то, что отец ли, кум ли, сват ли ягнёнка будто бы нагрубил волку.

Но ведь это волк, а не бог; чудовище жестокости, а не возвышенное существо.

Этого мало: во искупление греха ветхого Адама должен ещё претерпеть пытки и смертную казнь единственный сын самого бога, безгрешное существо, никаким образом не соучаствовавшее в преступлении Адама.

Князёк дикого племени за обиду, причинённую ему членом соседнего племени, разоряет его селение, избивает врагов, до грудных младенцев включительно, а на оставшихся в живых налагает дань и взимает её и с них, и с детей их, и с внуков, и с внуков этих внуков. А затем, возвратившись из похода, причиняет побои своим собственным детям. Конечно, после этого у князька, может быть, станет легче на сердце, и гнев его отойдёт. Но это - волчья, дикая справедливость и нравственность.

Что же здесь умилительного и нравственного? Здесь всякое действие -возмутительный произвол и бессмысленная нелепость.

И этим умиляются только потому, что современный человек над этим никогда не задумывается, так как всё это слишком нелепо для современного человека.

 

18. Люди создали богов по своему образу и подобию

«Да, если б руки имели быки или кони со львами, иль рисовали руками и всё создавали, что люди, - стали б тогда и богов рисовать они в облике сходном кони - подобном коням, а быки - как быков, и фигуры создали б им все такие, какие имеют и сами».

Так писал Ксенофан, философ древней Греции, почти за две с половиной тысячи лет до нашего времени.

 

19. В религии творения человека властвуют над человеком

Дикарь создаёт идола своими собственными руками.

И всё же дикарь верует, что у этого идола, созданного его руками, больше сил, чем у него самого.

Впоследствии человек создаёт бесплотного бога воображением своей головы.

И всё же человек верует, что в этом создании его головы больше сил, чем в его собственной голове.

Он перестаёт видеть и понимать, что идол и бог - его собственные творения.

«Человек в религии имеет глаза, чтобы не видеть, чтобы оставаться слепым; он имеет разум, чтобы не мыслить, чтобы оставаться глупым» (Фейербах).

 

20. Как сохраняется вера

Один человек, который считал себя верующим, сказал: «Если бы я заставлял себя веровать во всё, чему повелевает веровать моя религия, я перестал бы совсем веровать».

У всякого верующего сохраняется маленький кусочек веры, против которого ещё не возмущаются его чувства и ум. Сохраняя этот кусочек, он воображает, будто сохраняет всю веру.

Так и жрецы, попы, приспособляя свои учения к более современным воззрениям и хитроумно истолковывая по-новому туманные места своих священных книг, уверяют, будто вера остаётся такой же, какой она была тысячу лет назад.

Если б они заставляли свою паству веровать во всё, чему учат их священные книги, жрецы всех религий быстро остались бы совершенно без паствы.

 

21. О прогрессивиом духовенстве

Говорят о прогрессивном духовенстве.

Но как духовенство может быть прогрессивным? Как может оно быть сторонником умственного развития человечества?

Оно сохраняется только потому, что до сих пор насильственно задерживалось развитие подавляющего большинства человечества и что массы в своих воззрениях, в своём понимании природы и общества очень недалеко ушли от дикарей.

И духовенство, чувствуя это, всегда усердно поддерживало невежество и отсталость.

Как духовенство может быть прогрессивным, когда всякое завоевание науки и техники и все успехи распространения научных знаний среди масс делают ненужным то ремесло, от которого кормится духовенство?

Почему не говорят о любви артиллериста к тем людям, которых он осыпает снарядами?

Почему не избирают мясника в члены общества покровительства животным?

Почему же связывают с прогрессом духовенство, которое вообще ещё существует только потому, что до сих пор действительный прогресс слишком слабо затронул человечество?

«Прогрессивное» духовенство - это та его часть, которая поумнее и потому искуснее припрятывает свою вражду к науке и развитию человечества.

 

22. Об уважении к духовному сословию

Священник может получить известное право на самоуважение: именно, если он сознает и честно, открыто признает общественную бесполезность своей священнической деятельности.

 

23. Рождество Христово

Второй член христианского символа веры начинается словами: «Верую во единого господа Иисуса Христа, сына божия, единородного, иже от отца рождённого», т. е. верую в сына божия, родившегося от бога-отца.

Но в следующем члене символа веры говорится: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от духа свята и Марии девы». Значит, его матерью была Мария, а его отцом - дух святой.

Так оно выходит и по евангелиям. У Матфея, например, говорится: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении матери его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от духа святого», (гл. 1, ст. 18).

Следовательно, отцом Иисуса было не то божество, которое называется богом-отцом, а дух святой, и бога-духа было правильнее именовать богом-отцом.

Дальше у Матфея рассказывается так: «Иосиф же, муж её, будучи праведен и не желая огласить её, хотел тайно отпустить её» (ст. 19).

Значит, Мария, обручаясь с ним, не сказала, что она уже беременна. Иосиф узнал об этом впоследствии. Он не хотел поднимать шума. И немудрено, что он хотел промолчать и просто прогнать от себя неверную жену.

Во Второзаконии говорится: «Если кто возьмёт жену и войдёт к ней, и возненавидит её, и будет возводить на неё порочные дела и пустит о ней худую молву и скажет: «Я взял сию жену и вошёл к ней и не нашёл у ней девства»... и «если сказанное будет истинно, и не найдётся девства у отроковицы, то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца её, и жители города её побьют её камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израили, блудодействовала в доме отца своего, и так истреби зло из среды себя» (гл. ХХII, СТ. 13, 14,20,21).

Поэтому, если бы Иосиф не стал молчать, Марии угрожало избиение камнями. Вот почему Иосиф решил разойтись с нею, не делая огласки.

Но, - продолжает Матфей, - когда Иосиф помыслил это, - се ангел господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию жену твою, ибо родившееся в ней есть от духи святого» (ст.20).

Это сонное видение - единственное для Иосифа свидетельство, что Мария состояла в любовных отношениях не с каким-нибудь человеком, а с самим богом. Для него этого было достаточно. Он сразу всему поверил. На то он и был праведным человеком. И мы должны веровать в божественность его сонного видения. Иначе мы не будем праведными людьми.

Во всяком случае здесь говорится, что отец Иисуса - не Иосиф, который был мужем Марии, и не божество, которое называется богом-отцом, а то божество, которое называют духом святым и представляют в виде голубя.

Здесь одно выходит неладно. В писаниях много раз говорится, что Иисус - сын Давидов, т. е. ведёт своё происхождение от царя Давида. Для доказательства этого Матфей даёт длинную родословную, которая начинается Авраамом, переходит через царя Давида и кончается Иосифом, мужем Марии (гл. 1, ст. 1-16).

Но если Иосиф был мужем Марии, но не был отцом её сына, то выходит, что в жилах этого сына не текло ни капли Давидовой крови. Что же остаётся тогда от пророчеств, будто Христос должен произойти из дома Давидова?

Евангелие Луки (гл. III, ст. 23-38) доводит родословную Иосифа до Адама, совершенно расходится с Матфеем в перечислении имён и говорит, что Иисуса только считали сыном Иосифа. Но если только считали, то опять выходит, что царь Давид не был предком Иисуса. Иисус - человек без роду, без племени.

Несколько подробнее говорится о духе святом в евангелии Луки. Здесь рассказывается, что ангел Гавриил вошёл к Марии, обручённой с Иосифом, и сказал ей: «Дух святой найдёт на тебя, и сила всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое святое наречётся сыном божиим» (гл. 1, ст. 35).

Сон Иосифа и рассказ Марии о явлении ей архангела Гавриила - единственное доказательство, что Мария зачала сына от божества, а не от какого-нибудь мужчины.

Во всяком случае, из евангелия Луки следует только одно: отцом Иисуса не был ни Иосиф, муж Марии, ни ангел Гавриил, который только предупредил Марию, что она забеременеет. Но как это произойдёт и от кого, из евангелия не видно. «Дух святой найдёт на тебя, и сила всевышнего осенит тебя». Кто этот всевышний? Ведь всевышний по христианским верованиям - и дух святой. А если это другое лицо, то остаётся загадочным, что сделает с Марией дух святой и что сделает всевышний, и как от их действий произойдёт беременность Марии.

Язычники веровали, что боги охотно вступали в браки с женщинами и что от этих браков рождались герои, а от героев пошли обыкновенные люди. По их верованиям, с девушками и женщинами бывает так, что одна из них приглянется какому-нибудь богу, он подберётся к ней, во сне или наяву,- и дело готово: через положенный срок родится дитя от этого бога.

А другие язычники веровали, что их главный бог женился на богине и нарожал с нею кучу детей. Эту богиню некоторые язычники называли святым духом или, вернее, божественной душой.

Евреи уже не так думали о своём боге, Иегове. Христианам из евреев оскорбительной для бога представлялась та мысль, что он может увлечься смертной женщиной и вступить в брак с нею. Поэтому в евангелии и не говорится об этом прямо. А если Иисус называется сыном божиим, то для христиан из евреев это вовсе не значило, будто Иисус родился от бога таким же способом, как человек рождается от отца.

В главе шестой «Бытия» говорится: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны» (ст. 1). Древнейшие евреи под «сынами божиими» разумели героев, рождённых от самого бога и от какой-нибудь женщины. Но евреи начальной эпохи христианства уже не допускали и мысли о том, что у их бога могут быть какие-нибудь любовные шашни и похождения и что он может влюбиться в какую-нибудь девушку. Если они и говорили о «сынах божиих» или «сыне божием», то лишь в том смысле, что бог – отец, т. е. творец всего существующего.

Языческие религии рассказывали, что они основаны сыном какого-нибудь бога, который был ниспослан на землю к людям, принял здесь страдания и смерть, послужившие искупительной жертвой, а затем воскрес и возвратился к отцу. В этой обстановке не могла бы распространиться религия, которая приписывала бы своё происхождение менее божественному основателю.

Можно было бы признать основателя новой религии не богочеловеком, а богом, т. е. сыном божественного отца и божественной матери. Но для евреев, среди которых прежде всего возникло христианство, существовал только один бог - Иегова.

С теми выражениями, которые употребляются в евангелии: «дух святой найдёт на тебя», или сын родится «от духа святого», евреи могли примириться. Это не значило, что их бог спал на одной кровати с девушкой-человеком. Это означало для них, что не сам бог, а только его душа принимала какое-то таинственное участие в этой истории. («Ветерком надуло»,- оттого девица и забеременела). Для христиан из язычников это Было тоже понятно: они полагали, что и у богов есть душа. Рождение от бога становилось каким-то «духовным» рождением.

Но зато возникало новое затруднение. Душу вообще и душу богов обычно представляли существами женского пола. А что могло бы поделать такое существо с Марией? Впасть в содомский грех?

В ту пору, когда составлялись евангелия Матфея и Луки, среди христиан видное место занимали недавние иудеи, но уже было много и недавно обращённых «язычников». Невозможно было бы примирить и согласовать их воззрения. И получилась та неразбериха, в которой для чего-то потребовался и Иосиф, потомок Давида, и муж Марии, и ангел Гавриил, который предупредил Марию, что она должна быть готова принять высокого посетителя, и нашествие духа святого, и осенение силой всевышнего.

В позднейшие века, когда возникло учение, что дух святой - не душа (бога, а особое божество или особое «лицо свитой троицы», получилось такое положение, что бог-отец так же оказался не при чём В рождении сына у Марии, как и Иосиф, её муж.

Из-за того не подняли шума, не сделали огласки, этого, пожалуй, вообще не заметили, потому что религиозные споры отвлекли внимание в другую сторону.

Совсем не заметили, что Иисус оказался без роду, без племени, без отца.

Здесь больше всего помогло основное требование религии: остерегайся всяких попыток проникнуть в таинственное! Если чего-нибудь не понимаешь и находишь бессмысленным, верь этому. И, чем меньше понимаешь, тем крепче должна быть твоя вера, и тем вернее и возвышеннее будет награда.

 

24. Betxoзaвeтныe пророчества о рождении Иисуса

Когда составлялись первые три евангелия, особые старания направлены были на доказательство того, что пришествие и жизнь Иисуса были предсказаны ещё древними пророками.

Христианство сначала распространялось среди иудеев. Важно было показать, что христианство не новая религия, а завершение старой, исполнение того, что намечено уже в старой иудейской религии.

Надо было показать, что новая религия не приносит нового бога, а лишь изменяет отношения между людьми и прежним богом.

Очень любопытно в этом отношении евангелие, которое христиане приписывают Матфею.

Здесь почти каждое происшествие из жизни Иисуса, в особенности в первых двух главах евангелия, подкрепляется ссылкой на древних пророков. И эти ссылки представляются верующим столь убедительными, что они не дерзают и помыслить об их проверке. К чему проверять, если всё происходило точка в точку так, как предсказывали пророки?

Громадное впечатление на верующих производит первая же ссылка Матфея, в первой главе его евангелия. Рассказав о том, как Иосиф узнал о до брачной беременности своей жены Марии, евангелие передаёт, что Иосиф совершенно успокоился, когда увидал во сне ангела, который сказал ему, что родившееся в его жене - «от духа святого». И ещё сказал ему явившийся во сне ангел: «а всё сие произошло, да сбудется реченное господом через пророка, который говорит: се, дева во чреве примет и родит сына, и нарекут ему имя Еммануил, что значит: «с нами бог» (евангелие от Матфея, гл. 1, ст. 22-23).

Если бы верующие вдумывались в это место, они давно увидали бы, что в нём мало пророческого и нет ничего чудесного. «Дева во чреве примет и родит сына». Это бывает часто, по многу тысяч раз в день, и во времена Исаии так бывало, потому что и тогда все женщины родились девушками. «И нарекут ему имя Еммануил, что значит: «с нами бог».

Но, во-первых, это имя не Иисус и не Христос. Во-вторых, теперь многие носят такое имя, но едва ли кто-нибудь станет уверять, что пророчество Исаии относится к ним. В-третьих, раскрыв православный календарь, мы найдём там много ещё более божественных имён. Например, Феогоний значит «богорождённый». Но кто же станет утверждать, что носители этого имени рождены от бога, а не от их смертных отцов? В святцах есть имя Иисус, а при нём пояснение: «спаситель». Но кто же стал бы говорить носителю такого имени, что он - новое воплощение бога, что он - сын божий? А имя Еммануил означает всего лишь «с нами бог».

 Однако первым делом надо обратиться к пророчеству Исаии.

Глава седьмая книги, которая приписывается пророку Исаии, начинается словами: «И было во дни Ахаза, царя иудейского: царь израильский и царь сирийский пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его. Иегова, чтобы успокоить Ахаза, отправил к нему Исаию. Исаия пошёл и сказал: пусть Ахаз не унывает и не страшится этих противников: царям израильскому и сирийскому суждена скорая гибель. Выполняя приказание Иеговы, Исаия предложил Ахазу просить знамения, которое подтвердило бы пророчество. И сказал Ахаз: «Не буду просить и не буду искушать господа». Тогда сказал Исаия: «Слушайте же, дом Давидов, разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и бога моего? Итак, сам бог даст вам знамение: се, дева во чреве примет и родит сына, и нарекут ему имя Еммануил».

В еврейском, первоначальном, основном тексте, с которого сделаны все переводы, стоит не «дева», а слово, которое означает «женщина». И только христиане заменили слово «женщина» словом «дева». Без такой перемены ссылка Матфея потеряла бы всякое подобие смысла, и уже давно было бы раскрыто истинное значение слов Исаии.

Продолжая, Исаия говорит об этом сыне женщины: «Он будет питаться молоком и мёдом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде, нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями её».

Но, избавившись от этих врагов, Ахаз не спасётся: «Наведёт господь на тебя и на народ твой и на дом отца твоего такие дни, какие не приходили со времени отпадения Ефрема (Израильского царства) от Иуды, - наведёт царя ассирийского».

В этом пророчестве всё просто и ясно. Ахаз струсил царей израильского и сирийского и хотел просто покориться им. Исаия сказал ему: «Не бойся их: оба царства, которых ты страшишься, скоро будут отняты У царей израильского и Сирийского; они будут покорены царём ассирийским. Но со стороны того же царя ассирийского великая опасность придёт и на тебя. И всё это будет скоро, очень скоро: всё произойдёт раньше, чем сын, который родится от женщины, начнёт отличать добро от зла, и даже раньше, чем этот сын начнёт лепетать».

И тот сын женщины, о котором говорил Исаия, родился при Исаии, и то знамение, о котором говорил Исаия, скоро было яилено: обо всём этом постарался сам пророк Исаия. В главе восьмой говорится: «Я (Исаия) взял себе верных свидетелей: Урию, священника, и Захария, сына Барахиина, и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына».

Неясно, зачем здесь потребовались «верные свидетели». По современным понятиям в таких делах непричастные к ним только мешают; а с другой стороны, всё здесь так просто и обыкновенно, что и без свидетелей Ахаз мог бы поверить рассказу Исаии о том, что произошло между ним и пророчицей.

Исаия продолжает: «И сказал мне господь: нареки ему имя - магер-шалал-хаш-баз (спешит грабёж, ускоряет добыча). Ибо прежде, нежели дитябудет уметь выговаривать: отец мой, мать моя, богатства Дамаска (главный город Сирии) и добычи самарийские понесут перед царём ассирийским».

Смысл ясный: прежде чем ребёнок начнёт лепетать, царь ассирийский уничтожит царства Израильское и Сирийское и отнимет у, них всю награбленную добычу.

По дальнейшим словам Исани, «войско царя ассирийского, как большая и бурная река, наводнит затем и самую Иудею, наводнит её и высоко поднимется - дойдёт до шеи; и распростертие крыльев её будет во всю широту земли твоей, Еммануил».

Таким образом, Исаия делает предсказания, как бы обращаясь к уже родившемуся Еммануилу и предаваясь размышлению о грядущих судьбах его и его родины.

Всё предсказанное Исаией ясно, недвусмысленно связано с угрозой со стороны Сирийского и Израильского царств, а затем с нашествием ассириян. Как известно из истории, пророчество Исаии оправдалось: ассирияне пришли и завоевали Палестину.

Но в таком исполнении пророчества нет ничего чудесного и удивительного: книга Исаии составлялась много позже после того, как ассирийское нашествие совершилось.

Лицам, составлявшим её, ничего не стоило вложить в уста Исаии такие слова, как будто за несколько лет до событий он предвидел эти события.

Всё, о чём рассказывается в седьмой и восьмой главах Исаии, произошло за шесть-семь столетий до рождества христова.

Тогда же, за несколько веков до так называемого рождества христова, родился тот Еммануил, о котором говорит Исаия, и тогда же произошли другие события. Ждать их приходилось каких-нибудь два года; все эти немудрёные знамения предназначены были для того, чтобы воздействовать на жившего тогда Ахаза.

Главное в этих «пророчествах» - не младенец и не его рождение, а вопрос о том, как отнестись к угрозе сирийцев и израильтян.

Какое же касательство имеет всё это к тому младенцу, о рождении Которого будто бы предупредил Марию архангел Гавриил? Через девять месяцев после посещения Марии Гавриилом (25 марта) младенец, как рассказывают, родился (25 декабря).

Но тот младенец, о котором говорил Исаия, родился ещё за шесть-семь столетий, через девять месяцев после того, как Исаия при двух «верных свидетелях» «приступил к пророчице» (взял её «приступом» ?).

Не помогли Исаии эти свидетели. О его успешных действиях совершенно забыли и его заслуги приписали другим.

 

25. Об исполнившихся пророчествах

Верующие умиляются, когда читают, что Исаия предсказывал нашествие ассириян и завоевание ими Сирийского и Израильского царств и что ассирияне действительно пришли и завоевали Сирийское и Израильское царства.

И умиляются, когда читают, как Иеремия пророчествовал о завоевании Иудеи царём вавилонским и как это завоевание действительно совершилось.

Или как говорил Иисус о катастрофе, которая должна разразиться над Иерусалимом, и как почти через 40 лет после того года, к которому верующие относят его смерть, иерусалимский храм был раз рушен римлянами.

Не явное ли это доказательство, что книги библии - священные книги, что они действительно внушены самим богом, духом святым?

Верующие не знают того, что все эти книги были написаны несколькими годами, иногда многими и многими десятилетиями после того, как будто бы предсказанные в них события уже совершились.

Представим себе, что теперь кто-нибудь выволок рукопись, в которой говорится: наступит время, когда великие державы средины земли пойдут войной на великую сухопутную державу востока и на морскую державу и будут воевать три года, и придёт великая держава с запада, и великие державы средины земли будут раздавлены, яко гроздья виноградные жерновом точильным; а затем люди великой державы востока возмутятся и восстанут против старейшин и начальников, прогонят их и будут отбиваться от морских и сухопутных, от великих и малых держав земли.

Если это будет хорошо написано, мы посмеёмся и скажем, что всё это составлено после первой мировой войны и после Октябрьской революции 1917 г. в России.

А если бы нам начали говорить, будто всё это точка в точку так рассказывалось уже сто лет назад, но передавалось устно, а теперь только записано, мы с состраданием отнеслись бы к уму человека, который способен на подобное легковерие.

Историческая наука давно показала, что книги, приписываемые разным пророкам и апостолам, записаны много позже того времени, когда будто бы жили эти апостолы и пророки, много позже событий, о которых упоминается в этих книгах.

А верующие всё ещё открывают в этих книгах пророчества.

 

26. Почему нет больше проpoкoв?

Наука убила чудеса и пророков.

Как только нас начинают посещать слишком чудесные видения во сне, а в особенности наяву, мы спешим к врачу по нервным болезням, и тот объясняет, что нам, действительно, следует отдохнуть и полечиться.

Если бы в настоящее время кто-нибудь с глубокой убеждённостью объявил себя богом или сыном божиим, то через несколько дней его проповедь была бы перенесена в дом для душевнобольных.

Конечно, там он нашёл бы несколько учеников и поклонников, таких же больных, как и сам. И они стали бы убеждённо рассказывать о многочисленных чудесах, совершаемых им, и повторяли бы его пророческие предсказания.

Но за стенами больницы он не нашёл бы последователей. Он остался бы пророком и посланником божиим только для нищих духом и для душевнобольных.

 

27. Бог и человеческие потребности

Если бы человек знал действительные, реальные средства для осуществления своих желаний, он никогда не верил бы в существование бога и богов.

Вообразив мощное существо, на которое можно воздействовать жертвами и заклинаниями, человек приобрёл утешительное сознание, будто он способен устранять со своего пути все препятствия.

Возрастание действительной власти человека над силами природы и общества уничтожит всякую потребность искать утешения в воображаемой власти воображаемых богов над природой и обществом.

Богам и религии не останется места в природе и обществе.

 

28. О божием всемогуществе

Верующие говорят, что их бог – всесильное существо. Всё в мире зависит от него, а он не зависит ни от кого и ни от чего. Всё находится в его власти. А над ним нет никакой власти.

Но те же верующие признают, что их бог легко поддаётся человеческому воздействию. Если священники почитают, попоют, помахают кропилом и кадилом, бог послушает и засуху сменит дождём или дождь сменит хорошей погодой.

Если зажечь несколько лампадок или свечей, бог пошлёт больному выздоровление. А без этого бог оставил бы его умирать.

Значит, бог решает не сам и идёт не своими собственными путями. Значит, бог делает то, чего хотят от него верующие, и делает то, что укажут ему верующие.

Значит, у него нет своей воли. Он подчиняется верующим.

Какое же это всемогущее существо? И какое же это всеведущее существо, если оно и сегодня не знает, что придётся ему делать завтра, по заказу верующих?

Все религии учат, будто боги - господа над людьми и будто люди - рабы «господа». А получается так, что бог и боги - слуги людей.

 

29. Благочестие и погода

В некоторых поволжских губерниях рядом с православным христианским населением живут магометане и буддисты: татары, киргизы, калмыки и т. д.

Наблюдения, производившиеся в течение многих лет, показали, что в соседних волостях ежегодно выпадает почти совершенно одинаковое количество дождя и снега и происходит одинаковое количество опустошительных бурь и градобитий.

Между тем в православных селениях совершают православные молебствия о ниспослании дождя и прекращении засухи, в магометанских творят магометанские заклинания, а в буддийских приносят жертвы «языческим» идолам.

Что же это значит? Значит ли это, что, повинуясь человеческому чародейству, совершенно одинаковую погоду для своих почитателей посылаюти бог христиан, и магометанский аллах, и буддийские боги, изображаемые в виде странных идолов, которые кажутся уродливыми для европейского глаза?

Значит ли это, что православные, магометанские и буддийские попы, муллы и монахи обладают совершенно одинаковой колдовской силой над своими богами, а эти боги - совершенно одинаковой божественной властью над ветрами, тучами, холодом и теплом, громом и молнией?

Но тогда как же эти боги не перессорятся между собой, если магометанский бог хочет наградить своих почитателей, а православный бог в соседней волости - покарать верующих за то, что они слабо верят, редко зажигают свечи перед иконами, мало хлеба, кур и яиц приносят в жертву православным попам?

Или же всё это показывает, что заклинаниями и колдовством, хотя бы они назывались молебствиями, человек не оказывает никакого действия на погоду и что дождь, снег и град нисколько не зависят от так называемых благочестия или греховности человека перед какими-то божествами?

 

30. Затмeние солнца и затмение голов

Почему христианские священники при затмении солнца не ударяют в колокола, не собирают верующих в храмы и не служат молебствий о том, чтобы солнце опять засияло?

Потому, что всякий, заглянув в календарь, наперёд знает, что через тридцать или сорок минут затмение кончится.

Значит, христианские жрецы не могли бы приписать себе той заслуги, что они своими молитвами освободили солнце от захватившей его дьявольской силы.

А полтысячи лет назад они служили такие молебствия. Тогда люди ещё не изучили движения небесных светил; они ещё не умели высчитывать и предсказывать наперёд, когда светила будут в таком положении, что одно будет заслоняться и затемняться другим.

А вот священники у дикарей ещё и теперь уверяют, что только шумом, криком и грохотом удаётся прогнать страшного дракона, захватившего солнце.

Христианские священники ещё и теперь поют, читают, размахивают кадилом, брызжут водой на поля и уверяют, что таким способом они прогоняют саранчу, прекращают падёж скота, останавливают или вызывают дожди, т. е. прогоняют или призывают тучи и двигают ими.

И они всё ещё находят людей, которые верят им.

 

31. Врачебное искусство и божественное вмешательство

Лет триста назад один известный тогда врач воскликнул: «Я перевязал больному рану, а исцелил его бог».

Но почему бог не излечивает тех, кого плохо перевязывают? И почему же смертность в госпиталях так страшно повышается от недостатка перевязочных средств?

 

32. Все люди - безбожники

Напрасно некоторые люди говорят про себя будто они верят в бога и его всемогущество.

В своей жизни они действуют так, как будто они безбожники, атеисты, не верующие ни в какого всемогущего бога.

Почему они пашут и сеют? Разве всемогущий бог не может произрастить рожь и пшеницу на нераспаханных пустошах?

И если бог по их заклинаниям может послать или прекратить дождь, то почему он не может своей незримой силой наполнить их закрома?

И почему даже величайшие подвижники искали кусок хлеба и воду для питья? Значит, они не верили, что у их всемогущего бога хватит сил и способностей на то, чтобы поддержать их существование без питья и без пищи.

И почему верующие так боятся лишиться глаз? Значит, они не веруют, будто волей своего всемогущего бога они могли бы видеть рукой или носом.

Все люди одинаково пашут и сеют, пьют и едят, заготовляют дрова, не хотят лишиться глаз, рук или ног.

Значит, все они на деле одинаково не веруют в бога и его всемогущество.

 

33. Мир и его первопричина

Люди, которые перестали верить в христианского и магометанского, в иудейского и буддийского бога, говорят: а всё-таки какой-то бог существует! Всё-таки в мире живёт существо, которое появилось раньше мира. Вернее сказать, оно и не появилось, а просто существовало и будет существовать вечно.

Они говорят: наша мысль не может понять, как это возможно, чтобы мир существовал вечно. И не понимает она, как это у мира нет ни конца, ни начала.

Они продолжают: значит, мы должны предположить, что раньше мира существовало высшее существо, которое из самого себя или из ничего породило весь существующий мир. И оно же установило те постоянные связи между явлениями, которые мы называем законами природы.

Хорошо, пусть будет так! Пусть мысль этих людей мучается над вопросом: что существовало ранее мира? Как и откуда он появился?

Но почему они останавливаются на каком-то неведомом верховном существе и не спрашивают: а что существовало ранее их верховного существа? Как и откуда оно появилось? И каким образом из ничего сумело произвести весь существующий мир?

И почему не замечают они, что, предположив домировое существо, они будут вынуждены пускаться в пустые, запутанные и внутренно противоречивые догадки о свойствах этого существа и о том, как оно создало мир?

Если оно совершенное и неизменяющееся существо, как могла ему притти мысль о том, чтобы сотворить мир?

И если оно совершенное, всеведущее и всемогущее существо, как оно могло создать мир таким, что затем пришлось многое уничтожать и изменять?

И если мир потребовался в дополнение к божеству, то, значит, ранее оно не было совершенным?

Чтобы выпутаться из подобных противоречий, нам заявляют: эта первопричина, это высшее существо тожественно со вселенной. Значит, всё, что мы наблюдаем, - это проявление верховного существа, совпадающего с миром.

Но в таком случае из всех премудрых рассуждений получается один результат: мир, вселенную нам предлагают называть верховным существом, богом.

Стоит ли биться из-за того, чтобы в конце концов глубокомысленно заявить: миру предшествовала первопричина, верховное существо, которое тожественно с миром, совпадает с ним?

 

34. Религия и дети

Не убивайте нежного ума ребёнка, дайте ему расти и развиваться. Не выдумывайте для него детских ответов. Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал. Дайте ему пищу для дальнейшей работы, отвечайте так, как стали бы отвечать взрослому человеку. Таким способом вы подготовите новых людей, неискалеченный ум которых способен к безграничному, свободному росту.

Не забивайте молодого ума дикарскими представлениями о природе и обществе. Лгут на человечество те, кто хочет уверить, будто ему прирождены эти дикарские представления и связанные с ними религиозные чувства.

Не расстраивайте нервной системы ребёнка россказнями о бесчеловечной жестокости бога, не терзайте его вечным страхом, не торопитесь начинять его голову преданиями о жизни патриархов с их нескончаемыми преступлениями, вероломством и торгашеской безнравственностью. Не приучайте ребёнка каждую минуту дрожать за самого себя, за своё собственное спасение и в бессильном, беспомощном, покорном смирении опускать свою голову перед измышленными силами и существами. Научите бросать смелый вызов всем силам, которые задерживают движение человечества, научите дерзать и бороться за полное освобождение человечества от всего, что сковывает его руки и мозг.

 

Редактор П. Павёлкин

 Технический редактор: Н. Трояновская

 Ответственный корректор: Н. Вифляева

 

 Сдано в набор 5 августа 1954 т. Подписано к печати 13 августа 1954 г.

 Формат 84 Х 108 1/32. Физ. печ. л. 2,05. Уч.-изд. л. 1,4.

 Тираж 300 тыс. экз. А06125. Заказ № 1622. Цена 30 коп.

 Государственное издательство политической литературы.

 Москва, В.71, Б. Калужская, 15.

 

 Министерство культуры СССР

 Главное управление полиграфической промышленности

 Первая образцовая типография имени А.А. Жданова.

 Москва. Ж-54, Валовая, 28.

 

 

 Отсканировал: Н. Пушкарев