Лондон (London) Джэк
(настоящее имя — Джон Гриффит, Griffith) (12.1.1876, Сан-Франциско, —
22.11.1916, Глен-Эллен, близ Сан-Франциско), американский писатель. Лондон —
фамилия его отчима, разорившегося фермера.
В юности переменил множество
случайных профессий. В 1893 простым матросом отправился в первое
морское путешествие (к берегам Японии). В 1894 примкнул к походу
безработных на Вашингтон; месяц просидел в тюрьме за бродяжничество.
В
1895 вступил в Социалистическую рабочую партию США; в 1901—1916 член
Социалистической партии США. Самостоятельно подготовился и успешно сдал
экзамены в Калифорнийский университет, но, не имея достаточных средств,
ушёл после 3-го семестра.
Зиму 1897—1898 Джэк Лондон, захваченный "золотой
лихорадкой", провёл на Аляске. В 1899 начал публиковать северные
рассказы, вошедшие в сборники "Сын волка" (1900), "Бог его отцов"
(1901), "Дети мороза" (1902) и другие, к которым тематически примыкают
роман "Дочь снегов" (1902) и талантливые повести о животных "Зов
предков" (1903) и "Белый клык" (1906). В северных рассказах Джэк Лондон
противопоставляет буржуазной цивилизации мир нетронутой природы. Однако
вера в благодетельную, очищающую природу сочетается у Джэка Лондона с преклонением
перед техническими и культурными достижениями цивилизации и
возвеличением англо-саксов, несущих эту цивилизацию "отсталым" народам.
Отдавая дань увлечению Г. Спенсером и Ф. Ницше, Джэк Лондон в известной степени
поэтизирует "право сильного"; в его ранних рассказах зачастую
выдвигается превосходство белых пришельцев над "краснокожими". Лишь
постепенно писателю открывается трагедия разоряемой Аляски и коренного
населения Америки — индейцев. В отличие от откровенных хищников,
положительный герой северных рассказов Джэка Лондона — волевой, мужественный
человек, готовый прийти на помощь товарищу, способный на большую и
настоящую любовь.
Благородство человеческой натуры, яркий мир экзотики и
приключений выделяют и произведения Джэка Лондона на "морскую" тему, где, впрочем,
сохранились неизжитые противоречия в мировоззрении писателя. Роман
"Морской волк" (1904, русский перевод 1911) — сложное, противоречивое
произведение, содержащее осуждение индивидуализма и ницшеанской
философии "сверхчеловека". Большой разоблачительной силы достигает
критика экспансионистской политики американского империализма в сборнике
"Рассказы южных морей" (1911). После знакомства Джэка Лондона с романом М.
Горького "Фома Гордеев" (его отзыв о романе напечатан в 1901) в
творчестве Джэка Лондона всё настойчивее звучит голос в защиту угнетённых. "Люди
бездны" (1903, русский перевод под названием "На дне", 1906) — книга о
страшной судьбе бедняков Ист-Энда в Лондоне, который писатель незадолго
до этого посетил.
Джэк Лондон также мастер репортажа, документального очерка;
несколько раз был корреспондентом на театрах военных действий.
Восторженно встретив русскую революцию 1905—1907, Джэк Лондон ездил с лекциями по
стране, выступая перед рабочей и студенческой аудиторией; в печати
появился цикл публицистических статей Джэка Лондона о классовой борьбе в США
(позднее объединены в сборники "Война классов", 1905, и "Революция",
1910).
В романе "Железная пята" (1908, русский перевод 1912) писатель
дал острую критику финансовых и промышленных королей. Пафос этого
публицистического романа-утопии — борьба за социальное переустройство
мира, во имя чего отдают свои жизни профессор революционер Эрнст
Эверхард и его соратники. В обстановке спада революционных
настроений и наступления реакции в США появляется роман Джэка Лондона "Мартин Иден"
(1909, русский перевод 1912), в котором особенно заметно влияние М.
Горького. Джэк Лондон отстаивает право писателя на отображение "грубой" правды
жизни, на активное вмешательство в действительность. Впервые в
американской литературе Джэк Лондон поднял тему "умерщвления" таланта. Мартин
Иден одинок, его трагедия — в неумении найти своё место в борьбе народа
за освобождение. В 1919 В. В. Маяковский инсценировал этот роман ("Не
для денег родившийся") и сыграл в фильме главную роль.
После 1910 Джэк Лондон
отходит от политической деятельности. Незадолго до смерти он вышел из
Социалистической партии США, утратив веру в её "боевой дух", как сказано
в его заявлении. За некоторыми исключениями (пьеса "Кража", 1910,
новелла "Мексиканец", 1911), произведения Джэка Лондона 1911—1916 по художественным
достоинствам намного слабее предыдущих, порой откровенно потакают
обывательским вкусам. Произведения этих лет — "Время не ждет" (1910),
"Лунная долина" (1913), "Маленькая хозяйка большого дома" (1916, русский
перевод 1924), "Сердца трёх" (1920) отражают попытку писателя
представить "возвращение к природе" как разрешение всех социальных
проблем. Последние годы жизни Джэк Лондон страдал тяжёлой болезнью. Писатель-борец,
новатор темы и формы, Джэк Лондон много сделал для утверждения реалистических
традиций в современной американской литературе. Один из зачинателей
пролетарской литературы на Западе, Джэк Лондон завоевал всемирное признание, его
книги переведены на многие языки. Соч.: Selected stories, N. Y.,
1930; The assassination bureau, N. Y., 1963; Letters from Jack London,
N. Y., 1965; в русском переводе — Полное собрание сочинений, т. 1—24, М.
— Л., 1928—29; Собрание сочинений, т. 1—14, М., 1961. Лит.:
Богословский В. Н., Дж. Лондон, М., 1964; Стоун И., Моряк в седле, М.,
1960; Фонер Ф., Джек Лондон — американский бунтарь, М., 1966; Джек
Лондон. Биобиблиографический указатель. [Составитель Б. М. Парчевская],
М., 1969; London Ch., The book of Jack London, v. 1—2, N. Y., 1921;
London Joan, Jack London and his times, N. Y., 1939; Garst Sh., Jack
London, magnet for adventure, N. Y., 1945; O’Connor R., Jack London, L. —
Boston — Toronto, 1964; Woodbridge Hensley C. [a. o.]. Jack London: a
bibliography, Georgetown (Calif.), 1966. информация о фильме-спектакле Мартин Иден
Режиссер: Сергей Евлахишвили
Оператор: Борис Лазарев
Композитор: Алексей Мажуков
Художник: Ольга Лёвина
Страна: СССР
Производство: Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ
Год: 1976
Премьера: 22 сентября 1976
Жанр: драма, экранизация
По одноименному роману Джека Лондона, в котором воссоздана нелегкая, но прекрасная пора его жизни. Раскрывается тема психологического преобразования человека, в тяжелых испытаниях открывающего в себе и настоящее мужество и неиссякаемую волю к жизни.
|