Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [1132]
Капитализм [179]
Война [501]
В мире науки [95]
Теория [910]
Политическая экономия [73]
Анти-фа [79]
История [616]
Атеизм [48]
Классовая борьба [412]
Империализм [220]
Культура [1344]
История гражданской войны в СССР [256]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [83]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [72]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [514]
Биографии [13]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [26]
Экономический кризис [6]
Главная » 2011 » Май » 21 » 21 мая 1937 - Начало работы дрейфующей станции “Северный полюс-1” под руководством И.Д.Папанина
21:54

21 мая 1937 - Начало работы дрейфующей станции “Северный полюс-1” под руководством И.Д.Папанина

Первая дрейфующая

21 мая 1937 - Начало работы дрейфующей станции "Северный полюс-1” под руководством И.Д.Папанина

Издавна по студеным северным морям отважные русские поморы прокладывали пути. В ХVIII-ХIХ в.в. начались научные экспедиции мореплавателей России, открывателей новых земель и создателей первых карт арктических берегов. Но настоящее планомерное изучение и освоение Арктики началось после победы Великой Октябрьской Социалистической Революции. Социализм ставил науку на службу человеку.



Документальная хроника. Показаны начало - подготовка к зимовке с установкой палатки, сооружением ледяного дома, поднятием флага, выгрузкой припасов и обородувания, обустройством лагеря, подготовкой к научным исследованиям - и конец экспедиции - встреча кораблей, разборка лагеря, прощание с Северным полюсом с торжественным митингом.

В целях транспортного освоения Северного морского пути на побережье появились полярные станции, морские и воздушные порты, построены ледоколы и транспортные суда. Но развитие арктического судоходства было невозможно без изучения водного, атмосферного и ледового режима Ледовитого океана. Новаторским и дерзновенным способом систематического исследования Арктики стала первая высокоширотная экспедиция 1937 года, высадившая на льдине у Северного полюса всемирно известную станцию "Северный полюс-1” ("СП-1”). В 1936 г. по докладу начальника Главсевморпути академика О.Ю.Шмидта руководство страны приняло решение об организации воздушной экспедиции к полюсу. Работа на станции на дрейфующих льдах суровой Арктики требовала небывалого мужества. Начальником экспедиции на полюс был назначен О.Ю.Шмидт, начальником летного отряда - М.В.Водопьянов, начальником дрейфующей станции "СП-1” - И.Д.Папанин, сотрудниками станции - опытные полярники-исследователи П.П.Ширшов, Е.К.Федоров, радист Э.Т.Кренкель.

С 19 по 25 февраля 1937 г. на снежном поле Подмосковья Папанин устроил репетицию жизни на льдине: жили в палатке, воду вытапливали из снега, питались полюсными продуктами. Создать базу для воздушной экспедиции на острове Рудольфа (Земля Франца-Иосифа) Шмидт поручил Папанину. 22 марта 1937 г. четыре самолета с 42 членами экспедиции и грузом вылетели из Москвы, их вели прославленные летчики М.В.Водопьянов, В.С.Молоков, И.П.Мазурук и А.Д.Алексеев.

В ожидании летной погоды делали промежуточные посадки в Холмогорах, Нарьян-Маре, на льду. 19 апреля самолеты достигли опорной базы на о.Рудольфа. 21 мая 1937 г. флагманский самолет Водопьянова поднялся и взял курс на Северный полюс. На его борту были Шмидт, папанинская четверка, кинооператор М.Трояновский, всего 13 человек, а также палатки, продукты, радиостанция, нарты, оружие, приборы...

До 6 июня прилетали остальные три самолета, выгрузив годичный и страховой запас продовольствия, горючее, инструменты, вещи, включая пишущую машинку, шахматы, карты, книги и даже печать Папанина, которой он штемпелевал письма для отправки в Москву. Остававшимся папанинцам летчики подарили патефон с пластинками и собаку лайку по кличке Веселый.

В день отлета самолетов на Большую землю на станции устроили митинг, трибуной служили нарты, начальик экспедиции О.Ю.Шмидт выступил с речью и рапортом правительству о достижении Северного полюса. Торжественно был поднят Государственный флаг СССР.

25 июня летчики и Шмидт вернулись в Москву, с воодушевлением встретившую героев воздушной экспедиции к полюсу. Многие поэты посвятили им стихи.

А папанинцы остались на станции "СП-1”: "пять километров воды под ногами, прикрытых трехметровым льдом.” (И.Д.Папанин). Размер льдины: 3 км в длину, 5 - в ширину. Одна палатка, склады, мастерские, мачты радиостанции, ветряк, метеобудка. Начались научные наблюдения, четырежды в сутки папанинцы передавали на материк сведения о погоде.

Работали по 16 часов в сутки, овладевали знаниями, чтобы подменить товарища, вели дневники. Систематические измерения глубины океана позволили вычертить профиль его дна на пути дрейфа. Папанин стал главным поваром и часами "колдовал” над примусами...

С июня 1937 г. по февраль 1938 г. папанинцы дрейфовали 274 дня, проделав путь в 2500 км от Северного полюса до Датского пролива у берегов Гренландии. Летчики И.П.Мазурук и М.И.Козлов с несколькими самолетами базировались на Земле Франца-Иосифа, оберегая папанинцев от неожиданностей арктической природы.

На льдине были трещины, сжатие, по мере движения льдина "СП-1” катастрофически уменьшалась, достигнув к февралю 1938 г. размеров 50 на 30 метров. Но герои продолжали работать.

На помощь папанинцам спешило сторожевое судно "Мурманец”, сквозь шторм пробивались ледокольные пароходы "Таймыр” и "Мурман”, из Кронштадта шел ледокол "Ермак”. Начала поход подводная лодка, вылетел дирижабль, потерпевший катастрофу. 14 февраля "Таймыр” и "Мурман” приблизились к маленькой льдине героев. 16 февраля самолет Г.П.Власова сел невдалеке от станции, встретились летчик и Папанин, а 19 февраля 1938 г. 80 моряков с пароходов сняли папанинцев с льдины и погрузили на борт имущество станции.

21 февраля папанинцы и их грузы перешли на борт "Ермака”, где их тепло приветствовал О.Ю.Шмидт, и взяли курс на Ленинград.

16 марта ликующий Ленинград устроил митинг в честь героев Арктики, на пути их следования сбрасывали приветственные листовки, о них сообщали радио и газеты, дети стали играть в "папанинцев”.

Затем их встречала радостная Москва, где 17 марта в их честь был устроен прием в Кремле, а на экраны вскоре вышел документальный фильм "Папанинцы”. Они стали Героями Советского Союза.

Станция "Северный полюс - 1” открыла новую эпоху в исследовании Арктики, после войны в 1950 г. заработала станция "СП-2”, затем десятки следующих, а данные наблюдений "СП-1” вошли в золотой фонд науки и способствовали практическому освоению Арктики.
Ясман З.Д. Ведущий сотрудник ГИМ



Категория: История | Просмотров: 1911 | Добавил: kvistrel | Теги: освоение севера, Социализм, история СССР, СССР, папанинцы, северный полюс, рекорды социализма
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
наше кино кинозал история СССР Фильм литература политика Большевик буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь работы Ленина Лекции Сталин СССР атеизм религия Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций экономика советская культура кино классовая борьба классовая память Сталин вождь писатель боец Аркадий Гайдар учение о государстве советские фильмы научный коммунизм Ленинизм музыка мультик Карл Маркс Биография философия украина дети воспитание Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война наука США классовая война коммунисты театр титаны революции Луначарский сатира песни молодежь комсомол профессиональные революционеры Пролетариат Великий Октябрь история Октября история Великого Октября социал-демократия поэзия рабочая борьба деятельность вождя сказки партия пролетарская революция рабочий класс Фридрих Энгельс Мультфильм документальное кино Советское кино Мао Цзэдун научный социализм рабочее движение история антифа культура империализм исторический материализм капитализм россия История гражданской войны в СССР ВКП(б) Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика Китайская Коммунистическая партия Сталин - вождь
Приветствую Вас Товарищ
2024