Главная » 2012 » Июнь » 2 » 21 мая 1937 - Начало работы дрейфующей станции “Северный полюс-1” под руководством И.Д.Папанина
10:45
21 мая 1937 - Начало работы дрейфующей станции “Северный полюс-1” под руководством И.Д.Папанина
Первая
дрейфующая
21 мая 1937 - Начало работы дрейфующей
станции "Северный полюс-1” под руководством
И.Д.Папанина
Издавна по студеным северным морям
отважные русские поморы прокладывали пути. В ХVIII-ХIХ в.в. начались
научные экспедиции мореплавателей России, открывателей новых земель и
создателей первых карт арктических берегов. Но настоящее планомерное
изучение и освоение Арктики началось после победы Великой Октябрьской
Социалистической Революции. Социализм ставил науку на службу
человеку.
Документальная
хроника. Показаны начало - подготовка к зимовке с
установкой палатки, сооружением ледяного дома, поднятием флага,
выгрузкой припасов и обородувания, обустройством лагеря, подготовкой к
научным исследованиям - и конец экспедиции - встреча кораблей, разборка
лагеря, прощание с Северным полюсом с торжественным
митингом.
В целях транспортного освоения Северного
морского пути на побережье появились полярные станции, морские и
воздушные порты, построены ледоколы и транспортные суда. Но развитие
арктического судоходства было невозможно без изучения водного,
атмосферного и ледового режима Ледовитого океана. Новаторским и
дерзновенным способом систематического исследования Арктики стала первая
высокоширотная экспедиция 1937 года, высадившая на льдине у Северного
полюса всемирно известную станцию "Северный полюс-1” ("СП-1”). В 1936 г.
по докладу начальника Главсевморпути академика О.Ю.Шмидта руководство
страны приняло решение об организации воздушной экспедиции к полюсу.
Работа на станции на дрейфующих льдах суровой Арктики требовала
небывалого мужества. Начальником экспедиции на полюс был назначен
О.Ю.Шмидт, начальником летного отряда - М.В.Водопьянов, начальником
дрейфующей станции "СП-1” - И.Д.Папанин, сотрудниками станции - опытные
полярники-исследователи П.П.Ширшов, Е.К.Федоров, радист
Э.Т.Кренкель.
С
19 по 25 февраля 1937 г. на снежном поле Подмосковья Папанин устроил
репетицию жизни на льдине: жили в палатке, воду вытапливали из снега,
питались полюсными продуктами. Создать базу для воздушной экспедиции на
острове Рудольфа (Земля Франца-Иосифа) Шмидт поручил Папанину. 22 марта
1937 г. четыре самолета с 42 членами экспедиции и грузом вылетели из
Москвы, их вели прославленные летчики М.В.Водопьянов, В.С.Молоков,
И.П.Мазурук и А.Д.Алексеев.
В ожидании летной погоды делали
промежуточные посадки в Холмогорах, Нарьян-Маре, на льду. 19 апреля
самолеты достигли опорной базы на о.Рудольфа. 21 мая 1937 г. флагманский
самолет Водопьянова поднялся и взял курс на Северный полюс. На его
борту были Шмидт, папанинская четверка, кинооператор М.Трояновский,
всего 13 человек, а также палатки, продукты, радиостанция, нарты,
оружие, приборы...
До 6 июня прилетали остальные три
самолета, выгрузив годичный и страховой запас продовольствия, горючее,
инструменты, вещи, включая пишущую машинку, шахматы, карты, книги и даже
печать Папанина, которой он штемпелевал письма для отправки в Москву.
Остававшимся папанинцам летчики подарили патефон с пластинками и собаку
лайку по кличке Веселый.
В день отлета самолетов на Большую землю
на станции устроили митинг, трибуной служили нарты, начальик экспедиции
О.Ю.Шмидт выступил с речью и рапортом правительству о достижении
Северного полюса. Торжественно был поднят Государственный флаг
СССР.
25
июня летчики и Шмидт вернулись в Москву, с воодушевлением встретившую
героев воздушной экспедиции к полюсу. Многие поэты посвятили им
стихи.
А
папанинцы остались на станции "СП-1”: "пять километров воды под ногами,
прикрытых трехметровым льдом.” (И.Д.Папанин). Размер льдины: 3 км в
длину, 5 - в ширину. Одна палатка, склады, мастерские, мачты
радиостанции, ветряк, метеобудка. Начались научные наблюдения, четырежды
в сутки папанинцы передавали на материк сведения о
погоде.
Работали по 16 часов в сутки, овладевали знаниями, чтобы
подменить товарища, вели дневники. Систематические измерения глубины
океана позволили вычертить профиль его дна на пути дрейфа. Папанин стал
главным поваром и часами "колдовал” над примусами...
С июня 1937 г. по
февраль 1938 г. папанинцы дрейфовали 274 дня, проделав путь в 2500 км от
Северного полюса до Датского пролива у берегов Гренландии. Летчики
И.П.Мазурук и М.И.Козлов с несколькими самолетами базировались на Земле
Франца-Иосифа, оберегая папанинцев от неожиданностей арктической
природы.
На
льдине были трещины, сжатие, по мере движения льдина "СП-1”
катастрофически уменьшалась, достигнув к февралю 1938 г. размеров 50 на
30 метров. Но герои продолжали работать.
На помощь папанинцам
спешило сторожевое судно "Мурманец”, сквозь шторм пробивались
ледокольные пароходы "Таймыр” и "Мурман”, из Кронштадта шел ледокол
"Ермак”. Начала поход подводная лодка, вылетел дирижабль, потерпевший
катастрофу. 14 февраля "Таймыр” и "Мурман” приблизились к маленькой
льдине героев. 16 февраля самолет Г.П.Власова сел невдалеке от станции,
встретились летчик и Папанин, а 19 февраля 1938 г. 80 моряков с
пароходов сняли папанинцев с льдины и погрузили на борт имущество
станции.
21
февраля папанинцы и их грузы перешли на борт "Ермака”, где их тепло
приветствовал О.Ю.Шмидт, и взяли курс на Ленинград.
16 марта ликующий
Ленинград устроил митинг в честь героев Арктики, на пути их следования
сбрасывали приветственные листовки, о них сообщали радио и газеты, дети
стали играть в "папанинцев”.
Затем их встречала радостная Москва, где
17 марта в их честь был устроен прием в Кремле, а на экраны вскоре вышел
документальный фильм "Папанинцы”. Они стали Героями Советского
Союза.
Станция "Северный полюс - 1” открыла новую эпоху в
исследовании Арктики, после войны в 1950 г. заработала станция "СП-2”,
затем десятки следующих, а данные наблюдений "СП-1” вошли в золотой фонд
науки и способствовали практическому освоению
Арктики. Ясман З.Д. Ведущий сотрудник
ГИМ