Том 7 - МАРТИН ИДЕН.
Биография
Лондон (London) Джэк (настоящее имя — Джон Гриффит, Griffith) (12.1.1876, Сан-Франциско, — 22.11.1916, Глен-Эллен, близ Сан-Франциско), американский писатель. Лондон — фамилия его отчима, разорившегося фермера.
В юности переменил множество случайных профессий. В 1893 простым матросом отправился в первое морское путешествие (к берегам Японии). В 1894 примкнул к походу безработных на Вашингтон; месяц просидел в тюрьме за бродяжничество.
В 1895 вступил в Социалистическую рабочую партию США; в 1901—1916 член Социалистической партии США. Самостоятельно подготовился и успешно сдал экзамены в Калифорнийский университет, но, не имея достаточных средств, ушёл после 3-го семестра.
Зиму 1897—1898 Джэк Лондон, захваченный "золотой лихорадкой", провёл на Аляске. В 1899 начал публиковать северные рассказы, вошедшие в сборники "Сын волка" (1900), "Бог его отцов" (1901), "Дети мороза" (1902) и другие, к которым тематически примыкают роман "Дочь снегов" (1902) и талантливые повести о животных "Зов предков" (1903) и "Белый клык" (1906). В северных рассказах Джэк Лондон противопоставляет буржуазной цивилизации мир нетронутой природы. Однако вера в благодетельную, очищающую природу сочетается у Джэка Лондона с преклонением перед техническими и культурными достижениями цивилизации и возвеличением англо-саксов, несущих эту цивилизацию "отсталым" народам. Отдавая дань увлечению Г. Спенсером и Ф. Ницше, Джэк Лондон в известной степени поэтизирует "право сильного"; в его ранних рассказах зачастую выдвигается превосходство белых пришельцев над "краснокожими". Лишь постепенно писателю открывается трагедия разоряемой Аляски и коренного населения Америки — индейцев. В отличие от откровенных хищников, положительный герой северных рассказов Джэка Лондона — волевой, мужественный человек, готовый прийти на помощь товарищу, способный на большую и настоящую любовь.
Благородство человеческой натуры, яркий мир экзотики и приключений выделяют и произведения Джэка Лондона на "морскую" тему, где, впрочем, сохранились неизжитые противоречия в мировоззрении писателя. Роман "Морской волк" (1904, русский перевод 1911) — сложное, противоречивое произведение, содержащее осуждение индивидуализма и ницшеанской философии "сверхчеловека". Большой разоблачительной силы достигает критика экспансионистской политики американского империализма в сборнике "Рассказы южных морей" (1911).
После знакомства Джэка Лондона с романом М. Горького "Фома Гордеев" (его отзыв о романе напечатан в 1901) в творчестве Джэка Лондона всё настойчивее звучит голос в защиту угнетённых. "Люди бездны" (1903, русский перевод под названием "На дне", 1906) — книга о страшной судьбе бедняков Ист-Энда в Лондоне, который писатель незадолго до этого посетил.
Джэк Лондон также мастер репортажа, документального очерка; несколько раз был корреспондентом на театрах военных действий. Восторженно встретив русскую революцию 1905—1907, Джэк Лондон ездил с лекциями по стране, выступая перед рабочей и студенческой аудиторией; в печати появился цикл публицистических статей Джэка Лондона о классовой борьбе в США (позднее объединены в сборники "Война классов", 1905, и "Революция", 1910).
В романе "Железная пята" (1908, русский перевод 1912) писатель дал острую критику финансовых и промышленных королей. Пафос этого публицистического романа-утопии — борьба за социальное переустройство мира, во имя чего отдают свои жизни профессор революционер Эрнст Эверхард и его соратники.
В обстановке спада революционных настроений и наступления реакции в США появляется роман Джэка Лондона "Мартин Иден" (1909, русский перевод 1912), в котором особенно заметно влияние М. Горького. Джэк Лондон отстаивает право писателя на отображение "грубой" правды жизни, на активное вмешательство в действительность. Впервые в американской литературе Джэк Лондон поднял тему "умерщвления" таланта. Мартин Иден одинок, его трагедия — в неумении найти своё место в борьбе народа за освобождение. В 1919 В. В. Маяковский инсценировал этот роман ("Не для денег родившийся") и сыграл в фильме главную роль.
После 1910 Джэк Лондон отходит от политической деятельности. Незадолго до смерти он вышел из Социалистической партии США, утратив веру в её "боевой дух", как сказано в его заявлении. За некоторыми исключениями (пьеса "Кража", 1910, новелла "Мексиканец", 1911), произведения Джэка Лондона 1911—1916 по художественным достоинствам намного слабее предыдущих, порой откровенно потакают обывательским вкусам. Произведения этих лет — "Время не ждет" (1910), "Лунная долина" (1913), "Маленькая хозяйка большого дома" (1916, русский перевод 1924), "Сердца трёх" (1920) отражают попытку писателя представить "возвращение к природе" как разрешение всех социальных проблем. Последние годы жизни Джэк Лондон страдал тяжёлой болезнью.
Писатель-борец, новатор темы и формы, Джэк Лондон много сделал для утверждения реалистических традиций в современной американской литературе. Один из зачинателей пролетарской литературы на Западе, Джэк Лондон завоевал всемирное признание, его книги переведены на многие языки.
Соч.: Selected stories, N. Y., 1930; The assassination bureau, N. Y., 1963; Letters from Jack London, N. Y., 1965; в русском переводе — Полное собрание сочинений, т. 1—24, М. — Л., 1928—29; Собрание сочинений, т. 1—14, М., 1961.
Лит.: Богословский В. Н., Дж. Лондон, М., 1964; Стоун И., Моряк в седле, М., 1960; Фонер Ф., Джек Лондон — американский бунтарь, М., 1966; Джек Лондон. Биобиблиографический указатель. [Составитель Б. М. Парчевская], М., 1969; London Ch., The book of Jack London, v. 1—2, N. Y., 1921; London Joan, Jack London and his times, N. Y., 1939; Garst Sh., Jack London, magnet for adventure, N. Y., 1945; O’Connor R., Jack London, L. — Boston — Toronto, 1964; Woodbridge Hensley C. [a. o.]. Jack London: a bibliography, Georgetown (Calif.), 1966.
информация о фильме-спектакле
Мартин Иден
Режиссер: Сергей Евлахишвили
Оператор: Борис Лазарев
Композитор: Алексей Мажуков
Художник: Ольга Лёвина
Страна: СССР
Производство: Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ
Год: 1976
Премьера: 22 сентября 1976
Жанр: драма, экранизация
По одноименному роману Джека Лондона, в котором воссоздана нелегкая, но прекрасная пора его жизни. Раскрывается тема психологического преобразования человека, в тяжелых испытаниях открывающего в себе и настоящее мужество и неиссякаемую волю к жизни.
|