Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [1132]
Капитализм [179]
Война [501]
В мире науки [95]
Теория [910]
Политическая экономия [73]
Анти-фа [79]
История [616]
Атеизм [48]
Классовая борьба [412]
Империализм [220]
Культура [1344]
История гражданской войны в СССР [256]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [83]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [72]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [514]
Биографии [13]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [26]
Экономический кризис [6]
Главная » 2012 » Май » 6 » Газета «Правда» о развитии И.В. Сталиным учения К. Маркса
12:42

Газета «Правда» о развитии И.В. Сталиным учения К. Маркса

Сталин и Маркс.

18 декабря в газете «Правда» читайте материал В.Василенко про И.В. Сталина

Сейчас даже от иных почитателей Сталина нередко доводится слышать, будто он был не коммунистом, а «державником»: коммунистическая риторика была, дескать, только данью его положению лидера партии. Ну а противники прямо обвиняют Сталина в «извращении» коммунистического учения Маркса. В практической деятельности Сталина отклонений от марксистской теории при желании можно отыскать немало. Но ведь даже в физике редко удаётся добиться идеально точной реализации теории при её практическом приложении, поскольку обнаруживается множество непредвиденных факторов. В строительстве же общества непредвиденных факторов, требующих коррекции теоретической схемы, возникает гораздо больше. Были и просто ошибки. Тем не менее это ещё не даёт оснований противникам Сталина для упрёков в «извращении марксизма». Судить о соответствии «сталинского проекта» учению Маркса надо не по отдельным деталям, а по тому, насколько соотносятся главные цели и основные ориентиры движения к ним.

В КАЧЕСТВЕ одного из критериев можно использовать, на мой взгляд, работу американского философа Эриха Фромма «Концепция человека у Маркса». Могут спросить: почему не работы самого Маркса? По нескольким причинам. Во-первых, в последние годы не раз к советским переводам Маркса предъявлялись претензии в искажении смысла первоисточника. А Фромм — родом из Германии, и проблем с точным пониманием языка Маркса у него не возникало. При этом он считается на Западе одним из наиболее глубоких исследователей творчества Маркса. И во-вторых, Фромм — как раз один из тех, кто (в том числе и в упомянутой книге) резко критиковал Сталина и советский социализм в целом за якобы отход при строительстве нового общества от принципов учения Маркса. Так что в стремлении подыграть коммунистам его никак нельзя упрекнуть.

Фромм видел основной смысл предложенных Марксом социально-экономических преобразований в освобождении человека от экономического давления. Причём как от нужды, так и от подстёгивания материальным стимулированием. «Вся его концепция строилась на том, что социализм — это общество, в котором материальная заинтересованность перестаёт быть господствующим интересом»,— утверждает Фромм и приводит слова Маркса о том, что материальное стимулирование «было бы не более, чем лучшей оплатой раба, и не завоевало бы ни рабочему, ни труду человеческого достоинства».

Но разве не к марксистской постановке вопроса вёл «сталинский проект»? С одной стороны, по мере укрепления Советского государства в нашем обществе создавалась исключительно надёжная система социальной защиты людей, которая освобождала их от экономического давления — страха перед нуждой. Напомню, что в годы «перестройки» некоторые «демократы» ставили это в вину советскому социализму.

П. Бунич, например, в 1991 году утверждал, что у нас человек был лишён необходимости «всё время думать, как прокормить себя», а по его мнению, именно этот стимул «и есть настоящий двигатель прогресса». С другой стороны, Сталин стремился освободить человека и от подстёгивания материальными стимулами.

В работе «Экономические проблемы социализма в СССР», в которой Сталин наметил пути дальнейшего развития советского общества он, говоря о необходимости повышения материальной обеспеченности людей, подчеркивал, что оно должно достигаться «особенно путём дальнейшего снижения цен на предметы массового потребления» Таким путем, по его мнению, удалось бы существенно улучшить благосостояние народа и при этом избежать преобладания, как говорил Маркс, «труда на службе у алчности». И это были не абстрактные рассуждения «в марксистском духе», а конкретный план действий, который уже начинал осуществляться: так, в послевоенное время при жизни Сталина было проведено несколько существенных снижений цен на основные товары народного потребления.

Главную «цель Маркса» Фромм видит в «духовной эмансипации человека», в «развитии каждого человека как личности». Соответственно, и освобождение от экономического давления, отмечает философ,— не самоцель, а «условие для развития человеческих творческих способностей». И потому Маркс считал необходимым сокращение рабочего дня, ибо это создает условия, способствующие развитию личности. Следуя за Марксом, Фромм полагал, что такое развитие приведёт к формированию «универсального человека, свободного от уродливой специализации». «В коммунистическом обществе,— пояснял он,— человек сможет получить неограниченное образование в любой отрасли... и тем самым будет иметь возможность делать сегодня одно, а завтра — заняться другим».

А теперь посмотрим, что писал Сталин в работе «Экономические проблемы социализма в СССР». К числу первоочередных задач он относил культурный рост общества, «который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы все члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии». Именно с этой целью в числе прочих мер Сталин предлагал «прежде всего сократить рабочий день до 6, а потом и до 5 часов».

«Центральное место в творчестве Маркса занимает проблема превращения отчуждённого бессмысленного труда в свободный творческий труд»,— справедливо утверждал Фромм. Человек должен воспринимать труд как «сотворение нового мира, включая сотворение себя самого». Но ведь именно такую задачу выдвигал как одну из решающих Сталин. В «Экономических проблемах социализма в СССР» он поставил цель превратить труд из «средства только лишь поддержания жизни» в «первую жизненную потребность» людей. И опять-таки это был не просто лозунг, а конкретный план, который начал осуществляться ещё в самые трудные годы индустриализации, когда Сталин выступил с призывом превратить труд «в дело чести, дело славы, дело доблести и геройства».

И достижения в решении этой задачи были грандиозными. Французский писатель Ромен Роллан, который не раз подчёркивал, что «никогда не разделял идей русского большевизма», был восхищён увиденным в Советском Союзе в 30-е годы: «Это, очевидно, колоссальное пробуждение человеческого сознания в области труда. Оно возможно только в настоящем социалистическом обществе, где рабочий чувствует себя хозяином, а не эксплуатируемым, где он работает не для обогащения чуждого ему класса, а для всего общества».

Но вернёмся еще раз к работе Фромма «Концепция человека у Маркса». Философ упрекает советских коммунистов в том, что «для них социализм — это не такое общество, которое коренным образом отличается от капитализма, а скорее, форма капитализма, в которой на вершине социальной лестницы оказался рабочий класс». Но ведь и Адам Смит, и Карл Маркс показали (и Фромм с этим согласен), что главный ориентир капиталистической системы — извлечение прибыли. Сталин же не раз подчёркивал, что советская экономика имеет принципиально иную цель — удовлетворение потребностей общества. Он назвал это «основным законом социализма».

Курс, намеченный Сталиным, в основном, как мы видим, вполне соответствовал тому, который предусматривался коммунистическим учением Маркса. Другое дело, что впоследствии руководство партии кардинально изменило этот курс, что и привело, на мой взгляд, в конечном счете к постепенной коррозии социали-стических начал, их эволюции в общество потребления, идеология которого неизбежно вступила в противоречие с коммунистической идеологией. Завершением этого процесса стали преслову-тая «перестройка» и последовавший за ней контрреволюционный переворот. 

Автор: Виктор ВАСИЛЕНКО. Член Совета регионального отделения РУСО. г. Белгород.  

Kprf.ru





Категория: Теория | Просмотров: 941 | Добавил: kvistrel
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
наше кино кинозал история СССР Фильм литература политика Большевик буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь работы Ленина Лекции Сталин СССР атеизм религия Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций экономика советская культура кино классовая борьба классовая память Сталин вождь писатель боец Аркадий Гайдар учение о государстве советские фильмы научный коммунизм Ленинизм музыка мультик Карл Маркс Биография философия украина дети воспитание Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война наука США классовая война коммунисты театр титаны революции Луначарский сатира песни молодежь комсомол профессиональные революционеры Пролетариат Великий Октябрь история Октября история Великого Октября социал-демократия поэзия рабочая борьба деятельность вождя сказки партия пролетарская революция рабочий класс Фридрих Энгельс Мультфильм документальное кино Советское кино Мао Цзэдун научный социализм рабочее движение история антифа культура империализм исторический материализм капитализм россия История гражданской войны в СССР ВКП(б) Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика Китайская Коммунистическая партия Сталин - вождь
Приветствую Вас Товарищ
2024