Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [1132]
Капитализм [179]
Война [501]
В мире науки [95]
Теория [910]
Политическая экономия [73]
Анти-фа [79]
История [616]
Атеизм [48]
Классовая борьба [412]
Империализм [220]
Культура [1344]
История гражданской войны в СССР [256]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [83]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [72]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [514]
Биографии [13]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [26]
Экономический кризис [6]
Главная » 2023 » Ноябрь » 27 » Памяти Фридриха Энгельса, одного из основоположников марксизма, вождя и учителя международного пролетариата, друга и соратника К. Маркса.
07:50

Памяти Фридриха Энгельса, одного из основоположников марксизма, вождя и учителя международного пролетариата, друга и соратника К. Маркса.

Памяти Фридриха Энгельса, одного из основоположников марксизма, вождя и учителя международного пролетариата, друга и соратника К. Маркса.

Юноша Фридрих Энгельс

00:19:43

Год как жизнь. (1 серия)

01:20:42

Год, как жизнь (2 серия)

01:05:37

 

 

              
Дом, где родился Ф. Энгельс (Бармен)

«Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Титульный лист

Энгельс Ф. 1860-е гг.

«Фридрих Энгельс о России». Титульный лист

Побережье у Истборна, близ которого урна с прахом Ф. Энгельса была опущена в море


    
Энгельс (Engels) Фридрих (28.11.1820, Бармен, ныне Вупперталь, — 5.8.1895, Лондон), один из основоположников марксизма, вождь и учитель международного пролетариата, друг и соратник К. Маркса.

Энгельс родился в семье текстильного фабриканта. Отец Энгельса, Фридрих Энгельс, сторонник пиетизма, стремился дать детям религиозное воспитание. До 14 лет Энгельс учился в городской школе, в 1834 поступил в гимназию. Благотворное влияние на формирование взглядов Энгельс оказала его мать — Елизавета ван Хаар, привившая ему любовь к литературе и искусству.

"Еще гимназистом, — писал В. И. Ленин, — возненавидел он самодержавие и произвол чиновников" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 7). В гимназии Энгельс с увлечением изучал историю, иностранные языки, немецкую литературу, делал первые поэтические опыты. В 1837 по настоянию отца Энгельс, не окончив последнего класса, был вынужден уйти из гимназии, чтобы посвятить себя коммерческой деятельности. В 1838 отец направил Энгельса в Бремен для службы в торговой фирме. Чуждый коммерции, Энгельс большую часть времени посвящал изучению философии, истории, литературы, писал стихи, занимался музыкой, увлекался спортом.

В Бремене Энгельс систематически знакомится с иностранной прессой, читает оппозиционную литературу, распространяет её среди друзей, примыкает к радикально-оппозиционному литературному направлению "Молодая Германия". С 1839 Энгельс стал сотрудничать в её печатном органе "Telegraph fur Deutschland", регулярно публикуя статьи, в которых проявил себя как революционный демократ. Уже в "Письмах из Вупперталя" (1839) Энгельс выступил против пиетизма и религиозного фанатизма, а также эксплуатации, нищеты и духовной темноты рабочего населения его родного города.

Блестящий образец эпистолярного жанра — письма к гимназическим друзьям братьям Ф. и В. Греберам (1838—41) — являются ещё одним свидетельством формирования революционно-демократических воззрений молодого Энгельс В них, как и в статьях "Реквием для немецкой "Adeiszeitung"", "Эрнст Мориц Арндт" (1840) и др., он открыто заявил о своих революционных настроениях. В 1839 Энгельс знакомится с философией Г. Гегеля. Критикуя его консервативные политические воззрения, Энгельс вместе с тем становится сторонником теории развития, диалектики Гегеля.

В сент. 1841 Энгельс приехал в Берлин отбывать воинскую повинность. Он уже был известен поэтическими и литературно-публицистическими произведениями (под псевдонимом Ф. Освальд), составил либретто оперы "Кола ди Риенцо" (1840—41).

В свободное от военной службы время Энгельс посещал лекции в Берлинском университете, усиленно занимался философией, сблизился с младогегельянцами (см. Гегельянство), делавшими из философии Гегеля радикальные и атеистические выводы. Прусское правительство, напуганное выступлениями младогегельянцев, решило пригласить для чтения лекций в Берлинский университет Ф. Шеллинга. Из всех младогегельянцев Энгельс наиболее решительно выступает против Шеллинга статьями и брошюрами (1841—42), среди которых наибольшую известность приобрела работа "Шеллинг и откровение". В них Энгельс публично заявил о своих атеистических воззрениях и с революционно-демократических позиций критиковал не только Шеллинга, но и консервативные политические взгляды Гегеля. Иррационализму Шеллинга Энгельс противопоставил философские воззрения Л. Фейербаха, влияние материалистических взглядов которого он испытал. Но в основном Энгельс стоит ещё на идеалистических позициях, разделяет теорию самосознания Б. Бауэра. Вместе с тем Энгельс существенно отличается от младогегельянцев активной политической деятельностью, понимая необходимость поддержки оппозиционной буржуазии в её борьбе против абсолютизма.

В октябре 1842 Энгельс окончил военную службу и вернулся в Бармен. Отец Энгельса, желая оторвать сына от его радикально настроенных друзей, отправил Энгельса в Манчестер (Великобритания), где находилась фабрика "Эрмен и Энгельс", совладельцем которой он был. По дороге в Великобританию Энгельс в Кельне посетил редакцию "Рейнской газеты", активным сотрудником которой он являлся в течение полугода. Здесь Энгельс впервые встретился с Марксом — главным редактором газеты, и договорился о дальнейшем сотрудничестве в качестве английского корреспондента.

Переезд в Великобританию стал значительной вехой в жизни Энгельса. Уже в первых своих английских статьях в "Рейнской газете" (ноябрь — декабрь 1842) он подчёркивает, что Великобритания стоит перед социальной революцией, решающей силой которой будет пролетариат. В Великобритании Энгельс окончательно становится социалистом. Он знакомится с лидерами чартистского движения (Дж. Гарни, Дж. Лич), сотрудничает в печатном органе чартистов "The Northern Star", присутствует на рабочих собраниях и митингах, становится член чартистской партии (см. Чартизм). Одновременно он изучает произведения Р. Оуэна и его учеников, посещает заседания их социалистических клубов. В Манчестере Энгельс знакомится с жизнью и бытом английских рабочих. Здесь же Энгельс познакомился с ирландской работницей Мэри Берне, ставшей впоследствии его женой. В Великобритании Энгельс окончательно переходит от идеализма к материализму, причём существенную роль в формировании его взглядов сыграли произведения Фейербаха и французских материалистов 18 в.

Особенно плодотворным оказалось изучение Энгельсом политической экономии, первым результатом которого была статья "Наброски к критике политической экономии" (1844). В статье, как указывает Ленин, Энгельс "... с точки зрения социализма рассмотрел основные явления современного экономического порядка, как необходимые последствия господства частной собственности" (там же, с. 10). Мастерски владея диалектикой, Энгельс вскрыл глубоко противоречивый характер капиталистического общества, показал апологетизм буржуазной экономической науки. Маркс был восхищён работой Энгельс и охарактеризовал её как гениальный очерк критики экономических категорий. Она явилась одним из стимулов, побудивших Маркса заняться глубоким изучением политической экономии. С этого времени между Марксом и Энгельс завязалась постоянная переписка. Возвращаясь в конце августа 1844 в Германию, Энгельс заехал на десять дней в Париж, которые провёл у Маркса. Эта новая встреча послужила началом их дружбы и тесного сотрудничества. Маркс и Энгельс обнаружили полное единство взглядов по теоретическим вопросам. Оба они уже были материалистами и коммунистами. Они сообща решили выступить против младогегельянцев, которые, оставаясь на позициях идеализма и буржуазного радикализма, выступили против демократических и коммунистических идей. Результатом этого замысла явилась их первая совместная работа "Святое семейство, или Критика критической критики. Против Б. Бауэра и компании" (опубликовано в феврале 1845), представляющая один из важных этапов формирования марксистского мировоззрения.

Вернувшись в сентябре 1844 на родину, Энгельс устанавливает связи с немецкими социалистами, активно сотрудничает в социалистических журналах, печатает корреспонденции из Германии на страницах "The Northern Star". В Бармене Энгельс, опираясь на собранные в Великобритании материалы, пишет книгу "Положение рабочего класса в Англии" (1845). В ней Энгельс выдвинул ряд глубоких идей о стачечной борьбе, о профсоюзах, о партии, о необходимости тесного объединения массового рабочего движения (чартизма) с социалистической мыслью, об исторической миссии пролетариата. Здесь Энгельс уже вплотную подошёл к материалистическому пониманию истории. Книга получила широкий отклик на страницах немецкой печати, а также в других странах. Она способствовала переходу прогрессивных представителей немецкой интеллигенции на позиции социализма, оказалась доступной передовым рабочим. В Эльберфельде Энгельс явился одним из организаторов дискуссий по вопросам коммунизма. Два выступления Энгельса на этих дискуссиях были опубликованы под названием "Эльберфельдские речи" (1845). После публичных выступлений Энгельса и других эльберфельдских коммунистов полицейские власти запретили проведение подобных собраний и установили наблюдение за Энгельсом. Ему грозил арест. К этому времени обострились отношения Энгельса с отцом.

Весной 1845 Энгельс покидает Германию и направляется в Брюссель, куда перед этим вынужден был переселиться Маркс, высланный из Франции. Маркс в основных чертах изложил Энгельсу идею материалистического понимания истории, к которой последний был уже близок. Маркс и Энгельс совместно начали детальную разработку этих новых взглядов. Продолжая изучать политическую экономию, дававшую им обширный материал не только для экономических исследований, но и для дальнейшей разработки материалистического понимания истории, Энгельс и Маркс предприняли в июле — августе 1845 поездку в Великобританию, где занимались в библиотеках Лондона и Манчестера. Здесь они встретились с вождями левого крыла чартистской партии (Гарни и др.), с ведущими деятелями лондонских общин тайного коммунистического "Союза справедливых" (К. Шаппером, И. Моллем, Г. Бауэром), познакомились с В. Вейтлингом.

Осенью 1845 Маркс и Энгельс приступили к работе над "Немецкой идеологией" (ноябрь 1845 — лето 1846). В ней они противопоставили свои диалектико-материалистические взгляды непоследовательному, созерцательному антропологическому материализму Фейербаха, идеалистическим воззрениям младогегельянцев, в особенности М. Штирнера, и распространённому тогда среди части нем. рабочих и интеллигенции "истинному социализму". В "Немецкой идеологии" впервые было дано развёрнутое изложение материалистического понимания истории как цельной концепции и исходных положений нового, революционного мировоззрения — научного коммунизма; обоснована историческая неизбежность установления коммунистического строя.

Маркс и Энгельс были не только творцами революционной науки пролетариата, но и создателями его революционной партии. С этой целью они организовали Брюссельский коммунистический корреспондентский комитет (начало 1846) и призвали своих сторонников в Германии и других странах Европы к созданию подобных комитетов. Брюссельский комитет выступил против уравнительного коммунизма Вейтлинга, против мелкобуржуазного "истинного социализма" и прудонизма. Для борьбы против "истинного социализма" К. Грюна, имевшего большое влияние на общины Союза справедливых в Париже, и установления контактов с французскими демократами и социалистами Брюссельский комитет направляет туда Энгельса в августе 1846. Энгельс устанавливает отношения с Л. Бланом, с редактором газеты "La Réforme" Ф. Флоконом, становится её постоянным корреспондентом. Энгельс добился серьёзных успехов в пропаганде революционных идей среди немецких рабочих в Париже. Благодаря его деятельности большинство местных общин Союза освободилось от влияния "истинного социализма" и стало искать революционные пути.

Под воздействием устной и печаткой пропаганды Маркса и Энгельса руководство "Союза справедливых" в начале 1847 обратилось к ним с предложением вступить в Союз. Маркс и Энгельс сыграли главную роль в коренной реорганизации Союза и разработке его научной программы. В июне 1847 в Лондоне при участии Энгельса состоялся 1-й конгресс Союза. При принятии нового Устава Энгельс добился утверждения принципов демократизма и централизма в организации Союза. На конгрессе был в основном одобрен "Проект Коммунистического символа веры", как тогда назывался программный документ, составленный главным образом Энгельсом. Этот проект был направлен для дальнейшего обсуждения в низовые организации с тем, чтобы ко 2-му конгрессу Союза составить окончательный проект программы. По предложению Маркса и Энгельса "Союз справедливых" был переименован в Союз коммунистов, а его старый утопический девиз — "Все люди — братья!" был заменен новым лозунгом: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". После конгресса Маркс и Энгельс развернули большую организационную работу. Они создали в Брюсселе окружной комитет Союза, который возглавил Маркс, организовали Немецкое рабочее общество, подчинили своему влиянию газету "Deutsche — Brüsseler — Zeitung", которая с середины 1847 стала ведущим органом коммунистической пропаганды. Наиболее принципиальные статьи газеты с осени 1847 написаны Марксом и Энгельсом. При их руководящем участии была создана Брюссельская демократическая ассоциация — объединение демократов разных национальностей.

В середине октября 1847 Энгельс возвратился в Париж. Он работает над укреплением местных общин Союза коммунистов, принимает активное участие в подготовке 2-го конгресса Союза, в обсуждении программных документов. Энгельс расширяет и уточняет проект программы Союза, который он назвал "Принципы коммунизма". В письме к Марксу накануне конгресса Энгельс предложил отказаться от формы катехизиса и назвать проект программы "Коммунистическим манифестом".

На 2-м конгрессе Союза коммунистов (ноябрь — декабрь 1847) взгляды Маркса и Энгельс нашли единодушную поддержку и одобрение. Марксу и Энгельсу было поручено составить окончательный вариант программы Союза. С выходом "Манифеста Коммунистической партии" (февраль 1848) революционный пролетариат обрёл научно обоснованную теоретическую и тактическую программу.

После Февральской революции 1848 Энгельс вместе с Марксом в Париже разрабатывает политическую платформу коммунистов в начавшейся Революции 1848—49 — "Требования Коммунистической партии в Германии" (март 1848). Они решительно выступили против авантюристической деятельности некоторых демократов и членов Союза коммунистов (Г. Гервег, А. Борнштедт), пытавшихся с помощью наспех сколоченного в Париже немецкого легиона "импортировать" революцию в Германию. В связи с начавшейся в Германии революцией Центральный комитет Союза коммунистов принял решение о создании в Кельне печатного органа для сплочения всех подлинно революционных и демократических сил. В апреле 1848, организовав переезд нескольких сот немецких революционных рабочих в Германию, Маркс и Энгельс приехали в Кельн.

Здесь в июне 1848 вышел 1-й номер основанной Марксом и Энгельсом "Новой Рейнской газеты". Возглавлявшаяся Марксом редакция газеты (в неё входили Энгельс, В. Вольф, Г. Веерт, Ф. Фрейлиграт, Энгельс Дронке и др.) была подлинным штабом массового революционного движения. Большинство передовых статей и других материалов газеты написано Энгельсом. Ему принадлежат серии статей, посвященные дебатам во Франкфуртском общегерманском парламенте и в прусском Национальном собрании, в которых Энгельс разоблачал предательство буржуазии, звал народ к решительной борьбе против пережитков феодализма и абсолютизма, к установлению революционной диктатуры. В июне 1848 Энгельс написал серию статей о июньском парижском восстании рабочих, которое он назвал первой гражданской войной между пролетариатом и буржуазией.

Во время революции Энгельс принимал активное участие в массовых народных выступлениях. В сентябре 1848 Энгельс был вынужден бежать из Германии. Поселившись в Лозанне (Швейцария), он участвует в рабочем движении и продолжает сотрудничать в "Новой Рейнской газете". В январе 1849 Энгельс возвратился в Кельн, где снова целиком включился в работу редакции газеты. Особенно большое внимание он уделял национально-освободительной борьбе венгерского и итальянского народов. Почти каждый день Энгельс освещал в своих статьях военные действия в Венгрии.

В мае 1849 в Рейнской провинции и в Юго-Западной Германии развернулась вооруженная борьба народных масс, в которой Энгельс принял деятельное участие. Он участвует в Эльберфельдском восстании, в четырёх крупных и во многих мелких сражениях в Пфальце и Бадене. После поражения революционной армии Энгельсу пришлось искать убежище в Швейцарии.

В ноябре 1849 Энгельс приехал в Лондон и активно включился в деятельность по реорганизации Союза коммунистов, в подготовку работ, обобщающих опыт революции и делающих дальнейшие шаги в разработке теории и тактики революционного пролетариата ("Германская кампания за имперскую конституцию", "Крестьянская война в Германии",1850, и др.). Как член Центрального комитета Союза, Энгельс совместно с Марксом составляет важнейшие программные и тактические документы Союза (мартовское и июньское "Обращение Центрального комитета к Союзу коммунистов", 1850), подвергает критике лидеров мелкобуржуазных демократов, борется за сохранение политической самостоятельности пролетарской партии. Когда авантюристическое меньшинство член ЦК (К. Шаппер, А. Виллих) стало склоняться к союзу с мелкобуржуазными лидерами, поддерживая их призыв к немедленной революции в Германии, Энгельс решительно выступил против путчистов и их раскольнической деятельности, за единство Союза и его теоретических принципов.

После поражения революции Маркс и Энгельс уделяют основное внимание развитию теории. В ноябре 1850 Энгельс переехал в Манчестер, где работал в торговой конторе своего отца. Это позволило ему оказывать систематическую помощь Марксу, который находился в крайне тяжёлых материальных условиях. "Не будь постоянной самоотверженной финансовой поддержки Энгельса,— писал Ленин,— Маркс не только не мог бы кончить "Капитала", но и неминуемо погиб бы под гнетом нищеты" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 49).

Энгельс помогал Марксу и в журналистской работе, когда последний начал сотрудничать в прогрессивной американской газете "New York Daily Tribune". По просьбе Маркса Энгельс написал серию статей "Революция и контрреволюция в Германии", которые были опубликованы в 1851—52 за подписью Маркса — официального корреспондента газеты. Это произведение сыграло значительную роль в разработке марксистской тактики руководства революцией и вооруженной борьбой. В 1851 Энгельс приступил к систематическим занятиям военной теорией, а в 1858 к изучению философских проблем естествознания. Перу Энгельс принадлежат статьи о Крымской войне, о национально-освободительных войнах в Индии и Китае, об итало-франко-австрийской войне, о Гражданской войне в США, о франко-прусской войне ("Заметки о войне", 1870—71), а также ряд статей и заметок по военным вопросам для "Новой американской энциклопедии". Маркс высоко ценил военные познания Энгельса, шутливо называя его "мое военное министерство в Манчестере". Энгельс действительно стал военным теоретиком пролетарской партии. Совместно с Марксом Энгельс разработал стратегию пролетарской партии в национально-освободительных движениях.

Замечательным памятником беспримерной дружбы и духовного общения между Энгельсом и Марксом служит их переписка. В ней с диалектико-материалистических позиций освещаются самые различные вопросы их исследовательской и революционной деятельности. Особенно много внимания в переписке уделяется вопросам политической экономии, связанным с работой Маркса над "Капиталом". Подписывая последний лист корректуры 1-го тома "Капитала", Маркс в августе 1867 писал Энгельсу: "Только тебе обязан я тем, что это стало возможным!" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 31, с. 275). Велика роль Энгельс и в пропаганде "Капитала".

С созданием Международного товарищества рабочих — Интернационала 1-го (28 сентября 1864) Энгельс фактически становится одним из его руководителей. Он оказал большую помощь В. Либкнехту и А. Бебелю в борьбе против лассальянства, в создании революционной рабочей партии в Германии. Весьма существенной была поддержка, оказанная Энгельсом ирландским демократам, а также социалистам других стран. Вместе с Марксом он разрабатывает тактическую платформу Интернационала по ирландскому вопросу, по вопросу о путях национального воссоединения Германии ("Военный вопрос в Пруссии и немецкая рабочая партия", 1865) и о позиции международного пролетариата по отношению к австро-прусской и франко-прусской войне.

Роль Энгельса как вождя Интернационала особенно возросла после его переезда в сентябре 1870 в Лондон. Он становится членом Генерального совета Интернационала. Энгельс горячо защищал Парижскую Коммуну 1871 на заседаниях Генерального совета, в печати и в многочисленных письмах, которые он вместе с Марксом направлял в различные страны. На Лондонской конференции Интернационала (сентябрь 1871) Энгельс активно выступал за осуществление заветов Коммуны и прежде всего за создание в каждой стране революционной рабочей партии, за необходимость установления диктатуры пролетариата. Эти идеи Маркс и Энгельс отстаивали и после конференции в борьбе против М. А. Бакунина и других анархистов ("Мнимые расколы в Интернационале", 1872; "Альянс социалистической демократии и Международное Товарищество Рабочих", 1873, и др.). В 1873 Энгельс приступил к созданию своего главного труда, посвященного философским проблемам естествознания, — "Диалектика природы", в котором он хотел дать диалектико-материалистическое обобщение всех важнейших достижений естественнонаучной мысли. Над рукописью Энгельс работал с большими перерывами в течение десяти лет (1873—1883), однако ему не удалось её закончить. Она содержит ряд глубоких положений, подтвержденных современным развитием естествознания и философии.

Энгельс способствовал формированию и укреплению социалистических партий в Германии, Франции, Испании, Италии, США и других странах. В работах "К жилищному вопросу" (1872—73), "Об авторитете" (1873), "Бакунисты за работой" (1873), "Эмигрантская литература" (1874—1875) и др., в письмах к лидерам социалистических партий Энгельс вёл борьбу против непролетарских направлений. Он призывал вождей социалистических партий к более глубокому усвоению революционной теории, к тщательной разработке партийных программ. Так, Энгельс решительно выступил против теоретических уступок лассальянцам при создании объединённой партии и принятии Готской программы германской социал-демократии. Письма Энгельса о Готской программе (А. Бебелю от 18—28 марта, В. Бракке от 11 октября 1875) разъясняют и дополняют знаменитую "Критику Готской программы" Маркса.

Большую помощь оказал Энгельс и французским социалистам в создании и принятии ими программы в 1880. Когда вокруг программы в партии развернулась борьба между марксистским (Ж. Гед и П. Лафарг) и реформистским (П. Брусе, Б. Малон) направлениями, Энгельс решительно поддержал французских марксистов. После раскола французской рабочей партии и выделения марксистского крыла в самостоятельную партию Маркс и Энгельс систематически помогали молодой партии, сотрудничали в её печатных органах, защищали её от нападок правых элементов в других социалистических партиях.

Одна из главных проблем растущего социалистического движения во Франции и Германии 70—80-х гг., постоянно освещаемых в письмах Маркса и Энгельс, — усиление оппортунизма и методы борьбы против него. Наиболее острую борьбу Маркс и Энгельс вели против оппортунизма в социалистической партии Германии. В сентябре 1879 Маркс и Энгельс обращаются к руководству партии с "Циркулярным письмом". Цель этого документа — разоблачить оппортунистов, показать несостоятельность их капитулянтской тактики, их отказ от революционной классовой борьбы, от последовательно пролетарской позиции партии.

Большую теоретическую помощь оказал Энгельс немецкой социал-демократии не только своими статьями в "Soziafdemokrat", но и работой "Анти-Дюринг" (1877—78), направленной против вульгарного материалиста и позитивиста Е. Дюринга. Критикуя философскую эклектику Дюринга, Энгельс основной упор делает на защиту материалистической диалектики как основы всего марксистского мировоззрения, подвергает критике взгляды Дюринга по вопросам политической экономии и социализма, противопоставляет им основные принципы марксистской политэкономии и научного коммунизма. Ленин охарактеризовал "Анти-Дюринг" как удивительно содержательную и поучительную книгу, в которой "... разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 11). Стремясь сделать более доступными для массового читателя важнейшие теоретические положения "Анти-Дюринга", Энгельс, по просьбе Лафарга и социалистов других стран, переработал 3 главы "Анти-Дюринга" и опубликовал их в виде брошюры "Развитие социализма от утопии к науке" (1880). Обе эти работы сыграли огромную роль в пропаганде марксизма как цельного мировоззрения, в его идейной победе в международном рабочем движении, в воспитании марксистских кадров в различных странах мира.

Теоретическая работа Энгельса часто прерывалась в связи с выполнением актуальных задач революционно-практической деятельности, а также по причинам личного порядка. В 1878 умерла его вторая жена — Лидия Берне — сестра Мэри Берне, умершей в 1863. В последующие годы тяжёлые утраты постигли семью Маркса. Резко ухудшилось здоровье самого Маркса. Энгельс тяжело переживал утрату самых близких ему людей и прилагал огромные усилия, чтобы помочь Марксу. 14 марта 1883 скончался Маркс. "Самый могучий ум нашей партии перестал мыслить, самое сильное сердце, которое я когда-либо знал, перестало биться", — писал в эти дни Энгельс (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 35, с. 384).

На самого Энгельса легла задача огромной трудности. Предстояло из многочисленных черновых рукописей и даже фрагментов составить окончательный текст не изданных Марксом томов "Капитала". Этой работой Энгельс был занят почти до конца своей жизни — в 1885 вышел 2-й том, в 1894 — 3-й том "Капитала". "Действительно, эти два тома "Капитала",— писал Ленин,— труд двоих: Маркса и Энгельса" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 12). Помимо этого, Энгельс подготовил третье и четвёртое немецкое издание 1-го тома "Капитала", а также английское издание 1-го тома, что потребовало от него огромной работы.

Параллельно с работой над "Капиталом" Энгельс создал ставшие классическими труды, знаменовавшие дальнейшую ступень в развитии марксистской мысли, — "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884) и "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" (1886). Ленин оценил работу Энгельс "Происхождение семьи, частной собственности и государства" как "... одно из основных сочинений современного социализма..."(там же, т. 39, с. 67). В ней Энгельс значительно обогатил марксистское учение об общественно-экономической формации, о возникновении и развитии семьи, классов, государства.

В условиях, когда среди буржуазной и части социал-демократической интеллигенции в Германии стал наблюдаться поворот от гегельянства и вульгарного материализма к неокантианству и позитивизму, Энгельс в работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" с особой силой подчеркнул классовый, партийный характер философии. Говоря о том, что корни всех политических и идеологических надстроек следует искать в материальном, экономическом базисе общества, Энгельс предупреждал против вульгарного истолкования этого положения. Он решительно выступил против игнорирования обратного воздействия надстройки на базис общества. Существенным дополнением к этой работе являются письма Энгельс об историческом материализме (1890—94), в которых дан глубокий анализ основных положений материалистического понимания истории.

"После смерти Маркса, — писал Ленин, — Энгельс один продолжал быть советником и руководителем европейских социалистов... Все они черпали из богатой сокровищницы знаний и опыта старого Энгельса" (там же, т. 2, с. 13). Продолжая борьбу против оппортунизма, Энгельс в ряде своих произведений вскрыл его корни, в частности в германской социал-демократии. Особенно большое значение он придавал выработке немецкой социал-демократами марксистской программы партии. Когда В. Либкнехт в 1890 в одной из своих речей попытался взять под защиту Готскую программу, Энгельс в ответ опубликовал в 1891 марксову "Критику Готской программы". Он также подверг критике один из предварительных проектов программы, подготовленный к съезду партии в Эрфурте в 1891, дал чёткое определение оппортунизма: "Это забвение великих, коренных соображений из-за минутных интересов дня,... это принесение будущего движения в жертву настоящему..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 237). В то же время он предостерегал английских и американских социалистов от догматизма и левого сектантства. Он призывал их идти в рабочие массы, работать в профсоюзах, создавать массовые рабочие партии. Когда созрели условия для создания нового международного объединения социалистических партий, Энгельс взял на себя подготовку созыва интернационального конгресса в Париже в 1889. Опираясь на гедистов и германскую социал-демократию, Энгельс добился осуществления своей цели — создания Интернационала 2-го на марксистской основе. В эти же годы Энгельс предупреждал европейских социалистов о грозящей опасности возникновения мировой войны, призывал рабочий класс бороться за сокращение вооружений. Этому вопросу Энгельс посвятил ряд статей. Стремясь разъяснить немецким и французским социалистам марксистскую тактику в аграрном вопросе и одновременно нанести удар по оппортунизму, Энгельс написал в 1894 брошюру "Крестьянский вопрос во Франции и Германии". В ней Энгельс подчеркнул значение союза рабочего класса и крестьянства, указал, что единственный путь избавления мелкого крестьянства от пролетаризации — социалистическое кооперирование при условии строгого соблюдения принципа добровольности.

С огромным интересом следил Энгельс за революционным движением в России, поддерживал связи с его видными деятелями (П. Л. Лавровым, Г. А. Лопатиным, С. М. Степняком-Кравчинским и др.). Высоко ценя критическую мысль и поиски революционной теории Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и их соратников, отмечая их выдержку, твёрдость характера, самоотверженность, Энгельс вместе с тем критиковал их народнические иллюзии. С большой радостью встретил он весть об образовании среди русских социалистов первой марксистской группы "Освобождение труда". Энгельс ведёт систематическую переписку с Г. В. Плехановым, В. И. Засулич, помогает им своими советами и личным участием в их судьбах. Энгельс питал глубокую надежду, что доживёт до краха русского царизма и победы социалистической революции в развитых странах Европы. Энгельс считал, что русская революция окажет огромное воздействие на всё развитие мирового революционного процесса. Он мечтал о том, чтобы увидеть торжество социалистической революции.

Однако организм Энгельс уже подтачивала болезнь — рак пищевода. В 1894 состояние его здоровья сильно ухудшилось; 5 августа 1895 Энгельс умер. Согласно его воле, тело было предано кремации; урна с прахом была опущена в море у Истборна (Великобритания) — любимого места отдыха Энгельса.




Категория: Коммунизм | Просмотров: 1978 | Добавил: kvistrel | Теги: коммунисты, Ленин, Фридрих Энгельс, кинозал, наше кино, коммунизм, теория
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Ноябрь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
наше кино кинозал история СССР Фильм литература политика Большевик буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь работы Ленина Лекции Сталин СССР атеизм религия Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций экономика советская культура кино классовая борьба классовая память Сталин вождь писатель боец Аркадий Гайдар учение о государстве советские фильмы научный коммунизм Ленинизм музыка мультик Карл Маркс Биография философия украина дети воспитание Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война наука США классовая война коммунисты театр титаны революции Луначарский сатира песни молодежь комсомол профессиональные революционеры Пролетариат Великий Октябрь история Октября история Великого Октября социал-демократия поэзия рабочая борьба деятельность вождя сказки партия пролетарская революция рабочий класс Фридрих Энгельс Мультфильм документальное кино Советское кино Мао Цзэдун научный социализм рабочее движение история антифа культура империализм исторический материализм капитализм россия История гражданской войны в СССР ВКП(б) Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика Китайская Коммунистическая партия Сталин - вождь
Приветствую Вас Товарищ
2024