Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [1132]
Капитализм [179]
Война [501]
В мире науки [95]
Теория [910]
Политическая экономия [73]
Анти-фа [79]
История [616]
Атеизм [48]
Классовая борьба [412]
Империализм [220]
Культура [1344]
История гражданской войны в СССР [256]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [83]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [72]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [514]
Биографии [13]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [26]
Экономический кризис [6]
Главная » 2020 » Март » 23 » Памяти Шоу (Shaw) Джорджа Бернарда, знаменитого драматурга, социалиста, друга СССР
15:01

Памяти Шоу (Shaw) Джорджа Бернарда, знаменитого драматурга, социалиста, друга СССР

Памяти Шоу (Shaw) Джорджа Бернарда, знаменитого драматурга, социалиста, друга СССР

Дома вдовца (Телеспектакль, 1975 г.)

01:41:12

Биография
 
Шоу (Shaw) Джордж Бернард (26.7.1856, Дублин, — 2.11.1950, Эйот-Сент-Лоренс), английский драматург. По происхождению ирландец. Ранние годы провёл в Дублине, по окончании школы (1871) служил клерком. В 1876 переехал в Лондон, занимался журналистикой (в т. ч. музыкальные рецензии) и литературой. Романы "Неразумный брак" (1880), "Любовь артиста" (1881), "Профессия Кэшеля Байрона" (1882) и самый острый по социальной тематике роман "Неуживчивый социалист" (1883, отд. изд. 1887; рус. пер. под назв. "Социалист-любитель", 1910) были отвергнуты буржуазными издателями и печатались в социалистической периодике. В качестве одного из лидеров "Фабианского общества" Шоу на протяжении ряда лет трудился в области непосредственной пропаганды идей социализма, издавая специальные трактаты, брошюры и книги.

Уже в романах (литературном дебюте Шоу) определилось ядро его творческого метода — парадокс как средство ниспровержения признанных идеологических устоев. Первая пьеса Шоу "Дома вдовца" (1892) вызвала скандал и успеха не имела, как и последовавшая за ней пьеса "Сердцеед" (1893). "Профессия г-жи Уоррен" (1894), трактовавшая тему проституции, была впервые поставлена в Англии в 1907. Трудности с постановкой вынудили Шоу издавать пьесы (печать не подвергалась предварительной цензуре). Названные пьесы составили сб. "Пьесы неприятные" (1898); тогда же был издан второй цикл — "Пьесы приятные": "Оружие и человек" (1894), "Кандида" (1894), "Избранник судьбы" (1895), "Поживём — увидим!" (1895). Следующий цикл — "Три пьесы для пуритан" (1901): "Ученик дьявола" (1896— 1897), "Цезарь и Клеопатра" (1898), "Обращение капитана Брасбаунда"(1899). Один из создателей современной "драмы идей", Шоу утверждал тип пьесы-дискуссии, в которой столкновение мнений, враждебных идеологий ставило острейшие проблемы общественной и личной нравственности. "Человек и сверхчеловек" (1901—03) — "комедия и философия", по определению Шоу, трансформирует традиционную тему Дон-Жуана: героя преследует женщина. В эпизоде "Дон-Жуан в аду" устами дьявола высказывается поразительная по силе критика пороков капиталистической цивилизации. "Другой остров Джона Булля" (1904) в образах двух главных героев противопоставляет не только национальные типы (ирландец и англичанин), но соответственно "романтика" и "реалиста" (как их толковал Шоу). "Майор Барбара" (1905) содержит критику буржуазной филантропии; в пьесе — впервые у Шоу— высказывается мысль о том, что буржуазному насилию нужно противопоставить силу, служащую социальному прогрессу и справедливости. Даже в решении частных вопросов Шоу остаётся остросоциальным драматургом. "Дилемма врача" (1906) показывает, как в буржуазных условиях медицина теряет свой гуманный характер; "Андрокл и лев" (1913) критикует догматическое христианство. Вопросам семьи, брака, воспитания посвящены "Женитьба" (1908), "Мезальянс" (1910), "Первая пьеса Фанни" (1911). "Разоблачение Бланко Поснета" (1909) содержит обличение религ. ханжества мещан. "Пигмалион" (1913), сталкивая проблемы речевой культуры и общего духовного развития, выявляет нравственное превосходство девушки из низов над внешне интеллигентным, аристократичным профессором фонетики.

На Октябрьскую революцию 1917 в России Шоу откликнулся гротескным фарсом "Аннаянска, большевистская императрица" (1918), где со всей определённостью высказался за применение методов насилия в целях преобразования общества. В пьесе "Дом, где разбиваются сердца" (1913—19), написанной под явным влиянием А. П. Чехова, Шоу обличает паразитизм господствующего класса, утрату им духовных ценностей, стирание индивидуальности характера. Напротив, в труде и решительном обновлении всего уклада жизни видит спасение старый капитан Шатовер. Пенталогия "Назад к Мафусаилу" (1918—20) — "метабиологическая" драма из пяти не связанных единством фабулы частей, причудливая утопия мира долгожителей. "Святая Иоанна" (1923) — трагедия, притом единственная у Ш. В ней в трактовку истории Жанны д'Арк Шоу внёс новый мотив: Деве даёт силу не одержимость, а разум, которого одинаково боятся и французы, и англичане. Когда после казни Жанны "опасность" исчезла, её реабилитируют, однако никто не хочет, чтобы она вернулась к жизни.

После нескольких лет перерыва Шоу вернулся к драматургической деятельности, поразив мир свежестью и остротой своих "политических экстраваганц" (т. е. эксцентрических комедий): "Тележка с яблоками" (1929), "Плохо, но правда" (1931), "На мели" (1933), "Простачок с Нежданных островов" (1934), "Женева" (1938), историческая пьеса "В золотые дни доброго короля Карла" (1939), комедия "Миллионерша" (1936). Через все пьесы проходит мысль о том, что капиталистическое общество зашло в тупик, буржуазная демократия переживает острейший кризис; осуждается фашизм ("Женева").

В 1931 Шоу посетил СССР, другом которого был с первых лет Великой Октябрьской социалистической революции. Боевой дух публициста сказывался в выступлениях Шоу до самой глубокой старости. Последние пьесы Шоу — "Миллиарды Байанта" (1948), "Вымышленные басни" (1950).

Не сразу проникнув на сцену, драматургия Шоу постепенно завоевала широкое признание и стала одним из центр. явлений в литературе конца 19 — 1-й половины 20 вв. Остропублицистическое творчество Шоу одухотворено глубокими философскими раздумьями о социально-культурном и биологическом будущем человечества. Замечательное мастерство драматурга способствовало тому, что его пьесы стали рупором обществ. и философской мысли. Лучшие пьесы Шоу прочно вошли в репертуар многих театров Советского Союза. Нобелевская премия (1925).
 



Категория: Культура | Просмотров: 1522 | Добавил: kvistrel | Теги: друг СССР, социалист, Бернард Шоу, кинозал, наше кино, капитализм, культура
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Март 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
наше кино кинозал история СССР Фильм литература политика Большевик буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь работы Ленина Лекции Сталин СССР атеизм религия Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций экономика советская культура кино классовая борьба классовая память Сталин вождь писатель боец Аркадий Гайдар учение о государстве советские фильмы научный коммунизм Ленинизм музыка мультик Карл Маркс Биография философия украина дети воспитание Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война наука США классовая война коммунисты театр титаны революции Луначарский сатира песни молодежь комсомол профессиональные революционеры Пролетариат Великий Октябрь история Октября история Великого Октября социал-демократия поэзия рабочая борьба деятельность вождя сказки партия пролетарская революция рабочий класс Фридрих Энгельс Мультфильм документальное кино Советское кино Мао Цзэдун научный социализм рабочее движение история антифа культура империализм исторический материализм капитализм россия История гражданской войны в СССР ВКП(б) Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика Китайская Коммунистическая партия Сталин - вождь
Приветствую Вас Товарищ
2024