Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [1132]
Капитализм [179]
Война [501]
В мире науки [95]
Теория [910]
Политическая экономия [73]
Анти-фа [79]
История [616]
Атеизм [48]
Классовая борьба [412]
Империализм [220]
Культура [1344]
История гражданской войны в СССР [256]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [83]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [72]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [514]
Биографии [13]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [26]
Экономический кризис [6]
Главная » 2016 » Октябрь » 13 » Возникновение рабовладельческого строя. Производственные отношения рабовладельческого строя. По­ложение рабов.
11:11

Возникновение рабовладельческого строя. Производственные отношения рабовладельческого строя. По­ложение рабов.

Возникновение рабовладельческого строя. Производственные отношения рабовладельческого строя. По­ложение рабов.

Древний Египет.

00:10:21

Древний Египет.

01:31:07

Легенды и мифы Древней Греции

01:35:01

Лекция 2

 Рабовладельческий способ производства.

Существенные черты основного экономического закона рабовладельческого строя состоят примерно в следующем: присвоение ра­бовладельцами для своего паразитического потребления прибавоч­ного продукта путём хищнической эксплуатации массы рабов на основе полной собственности на средства производства и на рабов, путём разорения и обращения в рабство крестьян и ремесленников, а также путём завоевания и порабощения народов других стран.

Возникновение рабовладельческого строя.

Рабство есть первая в истории и самая грубая форма эксплуатации. Оно существовало в прошлом почти у всех народов.

Переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому впервые в истории человечества произошёл в странах древнего Востока. Рабовладель­ческий способ производства господствовал в Месопотамии (Шумерийское государство, Вавилония, Ассирия и другие), в Египте, Индии и Китае уже в IV—II тысячелетиях до нашего летосчисления. В I тысячелетии до вашей эры рабовладельческий способ производства господствовал в Закавказье (го­сударство Урарту), с VIII—VII веков до нашей эры по V—VI века нашей эры существовало сильное рабовладельческое государство в Хорезме. Культура, достигнутая в рабовладельческих странах древнего Востока, оказала большое влияние на развитие народов европейских стран.

В Греции рабовладельческий способ производства достиг своего расцвета в V—IV веках до нашей эры. В дальнейшем рабство развивалось в госу­дарствах Малой Азии, Египте, Македонии (IV—I века до нашей эры). Высшей ступени своего развития рабовладельческий строй достиг в Риме в период со II века до нашей эры по II век современного летосчисления.

На первых порах рабство носило патриархальный, домашний характер. Рабов было сравнительно немного. Рабский труд ещё не являлся основой производства, а играл подсобную роль в хозяйстве. Целью хозяйства оставалось удовлетворение потребно­стей большой патриархальной семьи, которая почти не прибегала к обмену. Власть господина над его рабами уже тогда была неограниченной, однако ограниченным оставалось поле приложе­ния рабского труда.

В основе перехода общества к рабовладельческому строю ле­жал дальнейший рост производительных сил, развитие обще­ственного разделения труда и обмена.

Переход от каменных орудий труда к металлическим привёл к значительному расширению рамок человеческого труда. Изобре­тение кузнечного меха позволило выделывать железные орудия груда невиданной ранее прочности. При помощи железного топора стало возможным расчищать землю от лесов и кустарников под пашню. Соха с железным лемехом позволила обрабатывать сравни­тельно крупные участки земли. Примитивное охотничье хозяйство уступило место земледелию и скотоводству. Появились ремёсла.

В сельском хозяйстве, остававшемся главной отраслью произ­водства, улучшались приёмы земледелия и скотоводства. Воз­никли новые отрасли сельского хозяйства: виноградарство, льно­водство, возделывание масличных культур и т. п. Стада у бога­тых семей умножались. Для ухода за скотом требовалось всё больше рабочих рук. Ткачество, обработка металла, гончарное дело и другие ремёсла постепенно совершенствовались. Раньше ремесло было подсобным занятием земледельца и скотовода. Те­перь оно стало для многих людей самостоятельным занятием. Произошло отделение ремесла от земледелия.

Это было второе крупное общественное разделение труда.

С разделением производства на две крупные основные отрас­ли — земледелие и ремесло — возникает производство непосред­ственно для обмена, правда, ещё в неразвитом виде. Рост про­изводительности труда привёл к увеличению массы прибавоч­ного продукта, что при частной собственности на средства производства создало возможность накопления богатств в руках меньшинства общества и на этой основе подчинения трудящегося большинства эксплуататорскому меньшинству, превращения тру­дящихся в рабов.

Хозяйство в условиях рабства было в своей основе натураль­ным, при котором продукты труда потребляются в рамках того же хозяйства, где они произведены. Но в то же время происходило развитие обмена. Ремесленники производили свои изделия сна­чала на заказ, а затем для продажи на рынке. При этом многие из них ещё в течение долгого времени продолжали иметь неболь­шие участки земли и возделывать их для удовлетворения своих потребностей. Крестьяне вели в основном натуральное хозяйство, но вынуждены были продавать некоторую часть своих продуктов на рынке, чтобы иметь возможность покупать ремесленные изде­лия и платить денежные налоги. Таким образом постепенно часть продуктов труда ремесленников и крестьян становилась товаром.

Товар есть продукт, изготовленный не для непосредственного потребления, а для обмена, для продажи на рынке. Производство продуктов для обмена является характерной чертой товарного хозяйства. Таким образом, отделение ремесла от земледелия, возникновение ремесла как самостоятельного промысла означало зарождение товарного производства.

Пока обмен носил случайный характер, один продукт труда непосредственно обменивался на другой. По мере того как обмен расширялся и становился регулярным явлением, постепенно вы­делялся такой товар, за который охотно отдавали любой дру­гой товар. Так возникли деньги. Деньги представляют собой все­общий  товар,   при   помощи   которого   оцениваются   все  другие товары и который служит посредником в обмене.

Развитие ремесла и обмена привело к образованию городов. Города возникли в глубокой древности, на заре рабовладельче­ского способа производства. Вначале города немногим отлича­лись от деревни. Но постепенно в городах сосредоточивались ремесло и торговля. По роду занятий жителей, по своему быту города всё более отделялись от деревни.

Так было положено начало отделению города от деревни и возникновению противоположности между ними.

По мере того как масса обмениваемых товаров увеличивалась, расширялись и территориальные рамки обмена. Выделились купцы, которые в погоне за наживой покупали товары у произ­водителей, привозили товары на рынки сбыта, иногда довольно далеко от места производства, и продавали их потребителям.

Расширение производства и обмена значительно усиливало имущественное неравенство. В руках богатых накапливались деньги, рабочий скот, орудия производства, семена. Бедняки вы­нуждены были всё чаще обращаться к ним за ссудой — большей частью в натуральной, а иногда и в денежной форме. Богачи давали орудия производства, семена, деньги взаймы, закабаляя своих должников, а в случае неуплаты долгов обращали их в рабство, отбирали землю. Так возникло ростовщичество. Оно принесло дальнейший рост богатства одним, долговую кабалу — другим.

В частную собственность стала обращаться и земля. Её на­чали продавать и закладывать. Если должник не мог распла­титься с ростовщиком, ему приходилось бросать землю, прода­вать своих детей и себя в рабство. Иногда, придравшись к чему-либо, крупные землевладельцы захватывали у крестьянских сель­ских общин часть лугов, пастбищ.

Так происходило сосредоточение земельной собственности, денежных богатств и массы рабов в руках богатых рабовладель­цев. Мелкое крестьянское хозяйство всё более разорялось, а рабовладельческое хозяйство крепло и расширялось, распространяясь на все отрасли производства.

«Непрекращающийся рост производства, а вместе с ним и производительности труда повышал ценность человеческой рабочей силы; рабство, только возникавшее и бывшее спорадическим на предыдущей ступени развития, становится теперь существенной составной частью общественной системы; рабы перестают быть простыми помощниками; десятками их гонят теперь работать на поля и в мастерские»  Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства. Рабский труд стал основой существования общества. Общество раскололось на два основных противополож­ных класса — рабов и рабовладельцев.

Так сложился рабовладельческий способ производства.

При рабовладельческом строе население делилось на свобод­ных и рабов. Свободные пользовались всеми гражданскими, иму­щественными, политическими правами (за исключением женщин, находившихся по сути дела в рабском положении). Рабы были лишены всех этих прав и не имели доступа в состав свободных. Свободные в свою очередь были разделены на класс крупных зем­левладельцев, являвшихся вместе с тем крупными рабовладель­цами, и класс мелких производителей (крестьяне, ремесленники), зажиточные слои которых также пользовались рабским трудом и являлись рабовладельцами. Жрецы, игравшие большую роль в эпоху рабства, по своему положению примыкали к классу круп­ных земельных собственников-рабовладельцев.

Наряду с классовым противоречием между рабами и рабовла дельцами существовало также классовое противоречие между крупными землевладельцами и крестьянами. Но, поскольку с раз­витием рабовладельческого строя рабский труд, как самый дешё­вый труд, охватил большую часть отраслей производства и стал главной основой производства, противоречие между рабами и рабовладельцами превратилось в основное противоречие обще­ства.

Раскол общества на классы вызвал необходимость в го­сударстве. С ростом общественного разделения труда и разви­тием обмена отдельные роды и племена всё более сближались, объединяясь в союзы. Характер родовых учреждений изменялся. Органы родового строя всё более теряли свой народный харак­тер. Они превращались в органы господства над народом, в органы грабежа и угнетения своих и соседних племён. Старей­шины и военачальники родов и племён становились князьями и царями. Раньше они пользовались авторитетом в качестве выбор­ных лиц рода или союза родов. Теперь они стали пользоваться своей властью для защиты интересов имущей верхушки, для обуздания своих разоряемых родичей, для подавления рабов. Этой цели служили вооружённые дружины, суды, карательные органы.

Так зародилась государственная власть.

«Лишь когда появилась первая форма деления общества на классы, когда появилось рабство, когда можно было известному классу людей, сосредоточившись на самых грубых формах земле­дельческого труда, производить некоторый излишек, когда этот излишек не абсолютно был необходим для самого нищенского существования раба и попадал в руки рабовладельца, когда, таким образом, упрочилось существование этого класса рабовла­дельцев, и чтобы оно упрочилось, необходимо было, чтобы яви­лось государство» В. И. Ленин, О государстве.

Государство возникло для того, чтобы держать в узде эксплуа­тируемое большинство в интересах эксплуататорского меньшин­ства.

Рабовладельческое государство играло большую роль в раз­витии и упрочении производственных отношений рабовладельче­ского общества. Рабовладельческое государство держало в пови­новении массы рабов. Оно выросло в широко разветвлённый аппарат господства и насилия над народными массами. Демокра­тия в древней Греции и Риме, которую превозносят буржуазные учебники истории, была по сути дела демократией рабовладель­ческой.

 

Производственные отношения рабовладельческого строя.  По­ложение рабов.

 

Производственные отношения рабовладельче­ского общества были основаны на том, что собственностью рабо­владельцев были не только средства производства, но и работники производства — рабы. Раб считался вещью, он находился в пол­ном и безраздельном распоряжении владельца. Рабов не только эксплуатировали — их продавали, покупали, как скот, и даже безнаказанно убивали. Если в период патриархального рабства раб рассматривался как член семьи, то в условиях рабовладель­ческого способа производства его не считали даже человеком.

«Раб не продавал своей рабочей силы рабовладельцу, так же как вол не продает своей работы крестьянину. Раб вместе со своей рабочей силой раз и навсегда продан своему господину» К.Маркс, Наемный труд и капитал.

Труд рабов имел открыто принудительный характер. Рабов заставляли работать при помощи самого грубого физического насилия. Их выгоняли на работу плетьми, а за малейшее упуще­ние подвергали жестоким наказаниям. Рабов клеймили, чтобы их легче было поймать при бегстве. Многие из них носили несни­мающиеся железные ошейники, на которых обозначалась фами­лия владельца.

Рабовладелец присваивал весь продукт рабского труда. Он давал рабам лишь самое ничтожное количество средств существо­вания — столько, чтобы они не умирали от голода и могли про­должать работу на рабовладельца. Рабовладельцу доставался не только прибавочный продукт, но и значительная часть необхо­димого продукта труда рабов.

Развитие рабовладельческого способа производства сопровождалось увеличением спроса на рабов. В ряде стран рабы, как правило, не имели семьи. Хищническая эксплуатация рабов приводила к их быстрому физическому износу. Нужно было всё время пополнять состав рабов. Важным источником добывания новых невольников была война. Рабовладельческие государства древнего Востока вели постоянные войны с целью покорения других народов. История древней Греции полна войн между отдельными городами-государствами, между метрополиями и коло­ниями, между греческим и восточными государствами. Рим вёл беспрерывные войны; он покорил в период своего расцвета боль­шую часть известных в то время земель. В рабство обращались не только воины, взятые в плен, но и значительная часть населе­ния покорённых земель.

Другим источником пополнения состава рабов служили провинции и колонии. Они доставляли рабовладельцам «живой то­вар» наряду со всякими другими товарами. Торговля рабами была одной из самых выгодных и процветавших отраслей хозяй­ственной деятельности. Образовались специальные центры рабо­торговли; устраивались ярмарки, на которые съезжались тор­говцы и покупатели из дальних стран.

Рабовладельческий способ производства открывал более ши­рокие возможности роста производительных сил по сравнению с первобытно-общинным строем. Сосредоточение в руках рабовла­дельческого государства и отдельных рабовладельцев большого количества рабов позволило использовать простую кооперацию труда в крупных масштабах. Об этом свидетельствуют сохранив­шиеся гигантские сооружения, которые были воздвигнуты в древ­ности народами Азии, египтянами, этрусками: ирригационные системы, дороги, мосты, военные укрепления, памятники куль­туры.

Развивалось общественное разделение труда, выражавшееся в специализации сельскохозяйственного и ремесленного произ­водства, что создавало условия для повышения производитель­ности труда.

В Греции рабский труд широко применялся в ремесленном производстве. Возникли крупные мастерские — эргастерии, в ко­торых работало по нескольку десятков рабов. Труд рабов исполь­зовался также в строительном деле, в добыче железной руды, серебра и золота. В Риме труд рабов был широко распространён в сельском хозяйстве. Римская знать владела обширными поместьями — латифундиями, где работали сотни и тысячи рабов. Эти латифундии создавались путём захвата крестьянских, а также свободных государственных земель.

Рабовладельческие латифундии вследствие дешевизны раб­ского труда и использования до известного предела преимуществ простой кооперации труда могли производить хлеб и другие сель­скохозяйственные продукты с меньшими издержками, чем мелкие хозяйства свободных крестьян. Мелкое крестьянство вытеснялось, попадало в рабство или пополняло ряды нищенствующих слоев городского населения — люмпен-пролетариата.

На базе рабского труда древний мир достиг значительного хозяйственного и культурного развития. Но рабовладельческий строй не мог создать условия для дальнейшего сколько-нибудь серьёзного технического прогресса, так как производство велось на основе рабского труда, который отличался крайне низкой производительностью. Раб нисколько не был заинтересован в результатах своей работы. Рабы ненавидели свой подъяремный труд. Часто свой протест и возмущение они выражали тем, что портили орудия труда. Поэтому рабам давали лишь самые грубые орудия, которые трудно было испортить.

Техника производства, основанного на рабстве, оставалась на весьма низком уровне. Несмотря на известное развитие естествен­ных и точных наук, они почти не применялись в производстве. Некоторые технические изобретения использовались только в военном деле и строительстве. В течение ряда веков своего гос­подства рабовладельческий способ производства не ушёл дальше применения ручных орудий, заимствованных у мелкого земле­дельца и ремесленника, дальше простой кооперации труда. Основ­ной двигательной силой оставалась физическая сила людей и скота.

Широкое применение рабского труда позволило рабовладель­цам освободиться от всякого физического труда и полностью переложить его на рабов. Рабовладельцы с презрением относи­лись к труду, считали его занятием, недостойным свободного человека, и вели паразитический образ жизни. С развитием раб­ства всё большие массы свободного населения отрывались от всякой производственной деятельности. Только некоторая часть рабовладельческой верхушки и другого свободного населения занималась государственными делами, науками и искусствами.

Таким образом, рабовладельческий строй породил противоположность между физическим и умственным трудом, разрыв между ними.

Эксплуатация рабов рабовладельцами составляет главную черту производственных отношений рабовладельческого обще­ства. Вместе с тем рабовладельческий способ производства в разных странах имел свои особенности.

В странах древнего Востока натуральное хозяйство преобла­дало в ещё большей степени, чем в античном мире. Здесь рабский труд широко применялся в государственных хозяйствах, хозяй­ствах крупных феодалов и храмов. Сильно развито было домаш­нее рабство. В сельском хозяйстве Китая, Индии, Вавилонии и Египта наряду с рабами эксплуатировались огромные массы кре­стьян-общинников. Большое значение приобрела здесь система кабального долгового рабства. Крестьянин-общинник, не уплатив­ший долга заимодавцу-ростовщику или арендной платы землевла­дельцу, принуждался работать в их хозяйстве определённое время в качестве раба-должника.

В рабовладельческих странах древнего Востока имели широ­кое распространение общинная и государственная формы соб­ственности на землю. Существование этих форм собственности было связано с системой земледелия, основанной на ирригации. Орошаемое земледелие в речных долинах Востока требовало огромных затрат труда на сооружение плотин, каналов, водоёмов, сушение болот. Всё это вызывало необходимость централизации строительства и использования ирригационных систем в масштабе больших   территорий.   «Земледелие   здесь    построено    главным образом на искусственном орошении, а это орошение является уже делом общины, области или центральной власти» Ф. Энгельс, Письмо К. Марксу 6 июня 1853 г. С разви­тием рабства общинные земли сосредоточились в руках государ­ства. Верховным собственником  земли   стал   царь,   обладавший неограниченной властью.

Сосредоточивая в своих руках собственность на землю, госу­дарство рабовладельцев облагало крестьян огромными налогами, принуждало выполнять различного рода повинности, ставя тем самым крестьян в рабскую зависимость. Крестьяне оставались членами общины. Но при сосредоточении земли в руках рабовла­дельческого государства община являлась прочной основой вос­точного деспотизма, то есть неограниченной самодержавной вла­сти монарха-деспота. Огромную роль в рабовладельческих странах Востока играла жреческая аристократия. Обширные хозяйства, принадлежавшие храмам, велись на основе рабского труда.

При рабовладельческом строе во всех странах подавляющую часть рабского труда и его продукта рабовладельцы расходовали непроизводительно: на удовлетворение личных прихотей, образо­вание сокровищ, сооружение военных укреплений и армию, на строительство и содержание роскошных дворцов и храмов. О непроизводительных затратах огромных масс труда свидетель­ствуют, в частности, сохранившиеся до настоящего времени еги­петские пирамиды. Лишь незначительная часть рабского труда и его продукта расходовалась на дальнейшее расширение произ­водства, которое ввиду этого развивалось чрезвычайно медленно. Опустошительные войны приводили к уничтожению производи­тельных сил, истреблению огромных масс мирного населения и гибели культуры целых государств.

Существенные черты основного экономического закона рабовладельческого строя состоят примерно в следующем: присвоение ра­бовладельцами для своего паразитического потребления прибавоч­ного продукта путём хищнической эксплуатации массы рабов на основе полной собственности на средства производства и на рабов, путём разорения и обращения в рабство крестьян и ремесленников, а также путём завоевания и порабощения народов других стран.

Читать полностью

http://politekonomi.ucoz.ru/polit/2rabovlodel.htm



Категория: История | Просмотров: 2726 | Добавил: kvistrel | Теги: Лекции, коммунизм, документальное кино, Политэкономия, марксизм, политика, кинозал, научное кино, экономика
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Октябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
наше кино кинозал история СССР Фильм литература политика Большевик буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь работы Ленина Лекции Сталин СССР атеизм религия Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций экономика советская культура кино классовая борьба классовая память Сталин вождь писатель боец Аркадий Гайдар учение о государстве советские фильмы научный коммунизм Ленинизм музыка мультик Карл Маркс Биография философия украина дети воспитание Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война наука США классовая война коммунисты театр титаны революции Луначарский сатира песни молодежь комсомол профессиональные революционеры Пролетариат Великий Октябрь история Октября история Великого Октября социал-демократия поэзия рабочая борьба деятельность вождя сказки партия пролетарская революция рабочий класс Фридрих Энгельс Мультфильм документальное кино Советское кино Мао Цзэдун научный социализм рабочее движение история антифа культура империализм исторический материализм капитализм россия История гражданской войны в СССР ВКП(б) Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика Китайская Коммунистическая партия Сталин - вождь
Приветствую Вас Товарищ
2024