Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [1132]
Капитализм [179]
Война [501]
В мире науки [95]
Теория [910]
Политическая экономия [73]
Анти-фа [79]
История [616]
Атеизм [48]
Классовая борьба [412]
Империализм [220]
Культура [1344]
История гражданской войны в СССР [256]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [83]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [72]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [514]
Биографии [13]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [26]
Экономический кризис [6]
Главная » 2024 » Январь » 26 » История гражданской войны в СССР. ВОССТАНИЕ В ПЕТРОГРАДЕ. 6. ОСАДА ЗИМНЕГО ДВОРЦА.
07:36

История гражданской войны в СССР. ВОССТАНИЕ В ПЕТРОГРАДЕ. 6. ОСАДА ЗИМНЕГО ДВОРЦА.

История гражданской войны в СССР. ВОССТАНИЕ В ПЕТРОГРАДЕ. 6. ОСАДА ЗИМНЕГО ДВОРЦА.

25-е, первый день

00:08:57

Ленин в Октябре

01:37:07

Октябрь (1927)

01:55:22

 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ.


 ВОССТАНИЕ

В ПЕТРОГРАДЕ.


6.

ОСАДА ЗИМНЕГО ДВОРЦА.

Кольцо блокады вокруг Зимнего дворца сжималось всё тесней и тесней.

К 5 часам дня 25 октября части Красной гвардии с боем продвинулись гплотную к дворцу.

Зимний дворец расположен на берегу Невы. Это — огромное трёхэтажное здание почти в 200 метров длины, 160 ширины и 22 высоты. Вместе с прилегающими к нему Эрмитажем и Эр­митажным театром Зимний занимает около 9 гектаров. Перед дворцом — широкая площадь. С равных сторон её замыкают громады вданий Главного штаба и Адмиралтейства. Между ними и дворцом, среди пустынной площади, одиноко высится Александровская колонна.

Отряды Военно-революционного комитета заняли все выходы на Дворцовую площадь. Справа, возле гвардейского штаба и Певческого моста сконцентрировались отряды Красной гвардии и Измайловского полка. Павловский полк и небольшие группы солдат Преображенского полка продвинулись по выходящей к гвардейскому штабу Миллионной улице до Зимней канавки — узкого канала; выходящего на Неву, между Зимним дворцом и Эрмитажем. Вдоль Невы; по набережной Петра Великого и в районе Троицкого моста, расположился Ревельский ударный батальон моряков.

Против Зимнего, за зданием Главного штаба, на Морской, на прилегающих к ней улицах и возле Полицейского моста сосредоточился сильный кулак из частей Красной гвардии Выборг­ского и Петроградского районов. Здесь же находились броневики автобронедивизиона, зенитная артиллерия и полубатарея полевой артиллерии. Дальше по Невскому; у Казанского собора, стояли в полной боевой готовности орудия на тракторной тяге. Они были вызваны Временным правительством с фронта, но команды их по прибытии в столицу перешли на сторону Петроградского Совета.

Со стороны расположенного близ Главного штаба Александровского сада дворец окружали отряды Красной гвардии, моряки прибывшего из Кронштадта учебно-минного отряда, 2-го Балтийского и Гвардейского флотских экипажей, солдаты Кексгольмского полка, броневики автобронедивизиона.

С левой стороны, у Адмиралтейства, расположились моряки машинной школы, учебного судна «Океан» и других прибывших из Кронштадта частей. Левый фланг и центр опирались, кроме того, на резервы из солдат Егерского и Волынского полков.

На противоположном берегу Невы стягивались рабочие от­ряды заводов Василеостровского района. Васильевский остров соединяется с центром Дворцовым мостом. Подступы к нему находились в руках красногвардейцев.

За рекой, напротив Зимнего, высоко в вечернем небе темнел шпиль Петропавловской крепости. Она также готовилась к активному участию в бою.

Петропавловская крепость — первое, самое старинное сооружение Петрограда. Она закончена Петром I в 1703 году на маленьком островке Енисаари (Заячий остров) на Неве. Свыше 60 тысяч крепостных рабов и солдат полегло при постройке этой первой на берегах Невы твердыни самодержавия. Впоследствии Петропавловка была обращена в государственную тюрьму.
В Петропавловском соборе устроили усыпальницу русских царей. А рядом с пышными гробницами тиранов, в сырых каменных склепах крепостных равелинов, заживо хоронили лучших людей народа — революционеров. Теперь Петропавловка поворачивала жерла своих орудий против Зимнего — последнего оплота старой власти.

Военно-революционный комитет выработал окончательный план действий. Решили послать Временному правительству ультиматум сдаться в точно укаванный срок — в 6 часов 20 минут.
В случае отказа с Петропавловской крепости произвести сиг­нальный выстрел из пушки. Крейсеру «Аврора» дать два хо­лостых выстрела из шестидюймовки. Эти выстрелы должны были послужить сигналом к началу штурма Зимнего дворца.

Вызвали охотников передать ультиматум. Выполнить взялся В. Фролов, самокатчик 1-го самокатного батальона.

На пишущей машинке наспех перепечатали ультиматум.

Военно-революционный комитет требовал от Временного правительства сдачи Зимнего дворца и штаба округа под угрозой бомбардировки; Петропавловская крепость и крейсер «Аврора» готовы были открыть огонь.

Вместе, с самокатчиком А. Галаниным парламентёр отправился в штаб округа. Недалеко от Эрмитажа их остановили красногвардейские цепи. Объяснив цель поездки, парламентёры с белым флагом двинулись в расположение противника. Три юнкера с винтовками наперевес вышли им навстречу. Парламентёры потребовали проводить их в штаб для передачи ультиматума.

По дороге юнкера угрожали «показать такой ультиматум...», но всё же провели Фролова в штаб округа, где находились в то время уполномоченный по водворению порядка в Петрограде член Временного правительства Н. М. Кишкин, два его помощника — П. Пальчинскдй и П. Рутенберг, генерал Багратуни и подполковник Н. Н. Пораделов. «Двадцать минут даётся на размышление», заявил Фролов, передавая ультиматум. Кишкин с помощником и генералом Багратуни ушли в Зимний дворец, обещав самокатчикам сообщить ответ по телефону.

Ультиматум доложили членам правительства.

Временное правительство помещалось в Малахитовом зале, огромные окна которого выходили на Неву. Взоры министров от скупых, суровых строк ультиматума перебегали на реку. Из окон углового зала виден был угрожающе вытянувшийся у моста крейсер «Аврора». По ту сторону Невы загадочно светились огни Петропавловской крепости. Сдаваться или ждать помощи? Прежде чем ответить на ультиматум, правительство решило посоветоваться со Ставкой.

Центральный телеграф уже давно был захвачен восставшими. Зимний дворец, казалось, был отрезан от всей страны. Но это было не так. Один провод остался необнаруженным, скорее всего железнодорожный или военного министерства. По этому проводу Временное правительство сохранило прямую связь со Ставкой до самой последней минуты. Меньшевик Никитин переговорил со Ставкой. Оттуда точно сообщили, какие полки посланы на выручку Зимнего дворца.

Временное правительство решило не вступать в переговоры с Военно-революционным комитетом; Прошло двадцать минут. Парламентёры потребовали обещанного ответа. Пораделов попросил самокатчиков подождать ещё десять минут, аа это время он обещал добиться от Зимнего ответа. Он позвонил в Зимний, но ответа не получил. Пока Пораделов вызывал министров по телефону, парламентёры вышли на улицу, вызвали караул Павловского полка и отряд Красной гвардии. Сводный отряд вошёл в штаб округа, обезоружил юнкеров, арестовал Пораделова, группу офицеров штаба и отправил в Петропавловскую крепость.

Захватом штаба полностью была завершена блокада Зимнего. Войска Военно-революционного комитета заняли исходные позиции для непосредственного штурма Зимнего дворца.

В Петропавлогке в ожидании возвращения парламентёров вели подготовку к обстрелу Зимнего дворца. Обнаружилось, что крепостные артиллеристы отказываются стрелять. Снаряды не подходят, масла нет, орудия приспособлены только для салютов, — сбивчиво отговаривались они.

Убедившись, что крепостные артиллеристы явно ненадежны, представители Военно-революционного комитета сообщили об этом по телефону Свердлову. Сн немедленно распорядился вызвать в крепость моряков-артиллеристов с морского полигона.

Стало темнеть. Пока возились с пушками, в крепости распространилось известие, что Временное правительство приняло ультиматум о сдаче. В Петропавловке стали готовиться к принятию арестованных.

Однако перестрелка не утихала. Со стороны Зимнего слышался пулемёт. Члены Военно-революционного комитета товарищи Подвойский и Еремеев помчались на машине к дворцу. У Зимней канавки их остановили. Задержанные объяснили, кто они и куда едут, передали известие о сдаче Зимнего. Из цепи красногвардейцев убеждённо заявили:

«Какой там сдались! Недавно оттуда нас здорово шпарили. Опасно туда ехать».

Оказалось, что занят был только штаб округа. Зимний дворец продолжал сопротивление.

Министр Никитин позвонил по телефону товарищу министра Хижнякову и рассказал об ультиматуме. Никитин просил его передать всем общественным организациям, что правительство требует от них полной поддержки. Никитин уверял Хижнякова, что если отправить в тыл войскам, оцепившим Зимний дворец, небольшие силы, то осаждающие разбегутся. Хижняков отправился в городскую думу, где обошёл все фракции. Кадеты, эсеры, меньшевики обещали поддержку.

Никитин снова вызвал по телефону московского городско­го голову Руднева, которому сообщил о решении правительства защищаться.

— Правильно, — ответил Руднев, добавив, что в Москве, так же как и в Петрограде, решено создать «комитет общественной безопасности».

— Этого недостаточно, необходимо поставить ребром во­прос о власти, — перебил его Никитин. — Если вы стоите на точке зрения Временного правительства, то вы должны обратитьсп ко всей России.

Руднев обещал немедленно исполнить поручение правительства

В Ставке шло лихорадочное собирание сил. Телеграмму Военно-революционного комитета, извещавшую о восстании, от армии скрыли. Известие сообщили только командующим фронтами. Те информировали фронтовые комитеты. К 6 часам вечера 25 октября в Ставку поступили по телеграфу сведения из армейских комитетов об отношении к событиям в Петрограде.

Исполнительный комитет Румынского фронта, Черноморского флота и Одесского военного округа (Румчерод) заявил, что обладает достаточными силами для ликвидации выступления.

Председатель Исполнительного комитета Юго-западного фронта признал недопустимым вооружённый захват власти и обещал выслать аналогичную резолюцию всего комитета.

Члены Исполнительного комитета Западного фронта выра­зили уверенность, что комитет поддержит Ставку. При этом указали, что во II армии настроение ещё не определилось.

Из Исполнительного комитета Северного фронта донесли, что XII армия, видимо, осудит большевиков. К этому добавляли, что в V армии большевики, возможно, найдут поддержку. То же сообщалось и о тыловых частях Северного фронта.

Чем ближе к революционной столице, тем неувереннее вы­ступали комитеты. Румынский фронт безоговорочно заявил о готовности ликвидировать восстание. Северный — надеялся только на одну из армий. И не напрасно. Пока фронтовой комитет разговаривал со Ставкой, из V армии вызвали к проводу Военно-революционный комитет в Петрограде. «Нужна ли вооружённая помощь и продовольствие?» — спросили из армии. Петроград ответил, что в данный момент помощь не требуется. Просил быть наготове.

Около 7 часов вечера, сразу после захвата восставшими штаба округа, Ставка по прямому проводу связалась с Зимним дворцом. Поручик Данилевич, офицер для поручений при Керенском, передал в Ставку телеграмму Коновалова, заместителя Керенского:

«Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов объ­явил правительство низложенным, потребовал передачи власти угрозой бомбардировки Зимнего дворца пушками Петро­павловской крепости и крейсера «Аврора». Правительство может передать власть лишь Учредительному собранию. Решило не сдаваться и передать себя защите народа и армии.
Ускорьте посылку войск».

Из Ставки ответили, что самокатные батальона должны прибыть в Петроград сегодня, 25 октября; 9 и 10-й донские полки с артиллерией и два полка 5-й Кавказской дивизии будут 26-го утром, 23-й Донской полк — 26-го вечером, остальные полки Кавказской дивизии — 28-го утром, а бригада 44-й дивизии с двумя батареями — 30-го днём.

Ставка выразила уверенность, что Зимнему дворцу удастся организовать оборону и продержаться до прихода войск с фронта.

Правительство решило продолжать сопротивление. В Белом зале собрали Ораниенбаумскую и Петергофскую школы юнкеров. Пальчинский произнёс речь. Юнкера молчали. Пальчинский громче призвал к исполнению долга. Ему ответили: «Ис­полним!» Но ответ прозвучал без особого воодушевления и далеко не единодушно.

Вот рассказ юнкера Петроградской школы прапорщиков инженерных войск. Школа была вызвана в Зимний дворец днём 25 октября.

«Цель нашего пребывания во дворце,—говорил юнкер,— нам была неясна. Мы волновались, хотели поговорить с другими юнкерами (михайловцами, Северного фронта и др.), но нам не разрешили. Наконец, нам через один-два часа сказали, что всё объяснят, и велели выстроиться во дворе. Было уже совсем темно. Мы выстроились. Явился кто-то, назвал себя генерал-губернатором Пальчинским и стал очень долго говорить. Говорил бессвязно: о том, что мы должны защищать Временное правительство, что мы должны исполнить свой долг и т. д.» .

Чтобы поднять настроение юнкеров, Пальчинский пошёл на явную ложь. Он заявил: — Керенский с войсками находится уже в Луге, которая отстоит от Петрограда всего в сорока верстах.

Юнкера стихли. Вдруг в тишине раздался мрачный иронический голос:

— Справьтесь по железнодорожному справочнику, сколько вёрст от Луги до Петрограда, прежде чем выступать.

На деле до Луги — около 140 километров.

Со всех сторон послышались недовольные возгласы, вопросы, начался беспорядочный шум. Пальчинский едва выбрался.

Среди гарнизона Зимнего дворца начались колебания.

«Нам доложили, что юнкера желают видеть членов Временного правительства, — рассказывает бывший министр юстиции Малянтович, который отсиживался вместе с другими членами Временного правительства в Зимнем дворце. — Желание было выражено в форме очень настойчивой... Самое обращение к нам уже указывало, что среди юнкеров возникло колебание... Мы вышли. Юнкера в числе, может быть, ста, может быть, больше человек собрались в зале-коридоре.

Какой же военный приказ могли мы отдать? Никакого»,— уныло замечает Малянтович.

Дело ограничилось жалкими увещаниями, давшими юнкерам тему для митинга. Министров выручил из неловкого положения подоспевший «диктатор» Кишкин, который сообщил, что Военно­ -революционный комитет предъявил ультиматум с требованием  сдаться в течение двадцати минут.

«Вошёл Пальчинский, — рассказывает дальше Малянтович, — доложил: казаки желают побеседовать с Временным правительством, пришли два офицера, один из них командир.

Просили войти.

Вошёл казачий полковник, кажется. С ним ещё офицер.

Спрашивают, чего хочет Временное правительство.

Говорили Кишкин и Коновалов. Мы стояли вокруг. Изредка то тот, то другой вставляли своё слово.

Говорили то же, что юнкерам.

Полковник слушал, то поднимая, то опуская голову. Задал несколько вопросов. К концу поднял голову. Из учтивости дослушал. Ничего не сказал. Вздохнул и оба ушли — ушли, мне казалось, с недоумением в глазах..., а может быть, с готовым решением.

Через некоторый промежуток времени опять вошёл Пальчинский, доложил: казаки покинули дворец, ушли, говорят — не знают, что им тут делать» .

Деморализация Временного правительства передавалась и его защитникам. Вслед за тремя сотнями казаков, которые, не­ смотря на уговоры правительства, покинули дворец, начался уход и других частей. В 6 часов вечера сбежало большинство юнкеров Михайловского артиллерийского училища, захватив с собой 4 орудия из 6, находившихся во дворце. У Невского проспекта они были задержаны революционными войсками.

В 8 часов вечера член Военно-революционного комитета товарищ Чудновский был приглашён делегатом Ораниенбаумской школы для переговоров о сдаче юнкеров, не желавших больше сражаться на стороне Временного правительства. Юнкера гарантировали Чудновскому неприкосновенность и выполнили ато обещание.

Тем не менее распоряжением Пальчинского Чудновский был арестован. Однако по требованию юнкеров его пришлось тут же освободить. Вместе с Чудновским из дворца ушла большая часть юнкеров Ораниенбаумской школы и некоторых других школ.

Во дворце оставались: 310 человек 2-й Петергофской школы прапорщиков, 352 человека 2-й Ораниенбаумской школы прапорщиков при 9 пулемётах, 130 человек роты 1-го Петроград­ского женского батальона, рота юнкеров Инженерной школы, юнкера школы прапорщиков Северного фронта, один броневик «Ахтырец» при двух пулемётах и два орудия. Кроме того во дворе находилось человек 50—60 случайных военных. Этот хорошо вооружённый отряд насчитывал в своих рядах около 850 человек. Броневик расположился в главных воротах. Для затруднения доступа во дворец были построены баррикады из дров.
Ив-ва баррикад выглядывали пулемёты и орудия, под огнём ко­ торых находились площадь и прилегающие к ней улицы.

На помощь Зимнему дворцу двигалась артиллерия, очевидно из Павловска. Артиллеристы шли без охранения, не предполагая возможности нападения в городе. Красногвардейцы устроили на Морской улице, по которой двигалась артиллерия, заса­ду в подворотнях домов. Когда артиллеристы поравнялись с ними, они внезапным нападением их обезоружили. Атака была настолько быстрой, что не было оказано никакого сопротивления. Пушки были отобраны и тут же обращены против Зимнего дворца.

Красногвардейцы всё смелее подбирались к Зимнему. Человек пятьдесят вместе с матросами прорвались в здание по Эрмитаж­ному ходу. Необычность обстановки, бархат и золото поразили красногвардейцев. На миг они замялись. Стали осторожно продвигаться вверх по лестнице. Один красногвардеец открыл дверь какого-то зала. В огромном зеркале отразилась висевшая на стене картина, изображающая конный парад. «Кавалерия!» — вскрикнул красногвардеец и шарахнулся в сторону. Юнкера воспользовались замешательством и разоружили часть ворвавшихся. Остальные бросились вниз. Дворцовая прислуга и солдаты расположенного внизу лазарета помогали им выбраться из лабиринта дворца. Пальчинский отметил этот момент: «Все двери открыты. Прислуга помогает. Рабы. Команды тоже».

 

Читать полностью

http://kvistrel.su/index/istorija_grazhdanskoj_vojny_v_sssr/0-16

продолжение следует

ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ в СССР. ТОМ ВТОРОЙ

http://militera.lib.ru/h/hcw/index.html

 



Категория: История гражданской войны в СССР | Просмотров: 58 | Добавил: lecturer | Теги: СССР, история, история СССР, Гражданская война, классовая память, классовая война, Ленин, Горький
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Январь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
наше кино кинозал история СССР Фильм литература политика Большевик буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь работы Ленина Лекции Сталин СССР атеизм религия Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций экономика советская культура кино классовая борьба классовая память Сталин вождь писатель боец Аркадий Гайдар учение о государстве советские фильмы научный коммунизм Ленинизм музыка мультик Карл Маркс Биография философия украина дети воспитание Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война наука США классовая война коммунисты театр титаны революции Луначарский сатира песни молодежь комсомол профессиональные революционеры Пролетариат Великий Октябрь история Октября история Великого Октября социал-демократия поэзия рабочая борьба деятельность вождя сказки партия пролетарская революция рабочий класс Фридрих Энгельс Мультфильм документальное кино Советское кино Мао Цзэдун научный социализм рабочее движение история антифа культура империализм исторический материализм капитализм россия История гражданской войны в СССР ВКП(б) Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика Китайская Коммунистическая партия Сталин - вождь
Приветствую Вас Товарищ
2024