18 марта 1871 г. во Франции произошла революция, в результате
которой была провозглашена Парижская коммуна. Парижской коммуной
называют правительство рабочих, революционным путем установивших свою
власть. Она существовала недоzлго — всего 72 дня — и была первой в
истории человечества пролетарской диктатурой. Революции 18 марта
предшествовала франко-прусская война, которая привела к тяжелому
поражению Франции.
Маркс, Энгельс и Ленин
считали Коммуну прообразом пролетарского государства и высоко ценили
ее героических деятелей.
«Париж рабочих с его
Коммуной всегда будут чествовать, как славного предвестника нового
общества. Его мученики навеки запечатлены в великом сердце рабочего
класса», —говорил Маркс.
«Дело Коммуны —
это дело социальной революции,
дело полного политического и экономического
освобождения трудящихся, это
дело всесветного пролетариата. И в этом смысле оно бессмертно»,— писал
Ленин.
http://kvistrel.ucoz.ru/stati/hystory/parizhk.htmРеволюционный
Париж говорит по-русски!
«Репортаж из Парижской Коммуны» — такой
подзаголовок мог бы носить фильм Питера Уоткинса «Коммуна (Париж, 1871)»
(«La Commune (Paris 1871)», 2000 г.). Ведь именно в форме репортажа
построено повествование о семидесяти двух днях первой в истории
человечества пролетарской революции.
В съёмках
приняли участие более 200 человек, при этом не
актёров-профессионалов, а обычных граждан (как левых, так и
консервативных взглядов), разделившихся в процессе работы на группы по
интересам, тем самым добившись поразительной натуралистичности действий
и эмоций персонажей, естественно им
сопереживая.
События
«Коммуны» разворачиваются во Франции во второй половине XIX
века (1870—1871 гг.), в которую волей режиссёра был перенесён такой
привычный современный атрибут, как телевидение. В противовес
официальному правительственному
телеканалу (Версаль-ТВ), коммунары
создают телевидение Коммуны. День за днём, шаг за шагом — мы можем
наблюдать (почти присутствуя!), как в ночь на 18 марта правительство
Тьера пытается обезоружить рабочие кварталы столицы и арестовать членов
Центрального комитета Национальной гвардии, но эта попытка
проваливается — солдаты отказываются стрелять в народ, национальные
гвардейцы дают отпор правительственным войскам и, перейдя от слов — к
делу, занимают правительственные учреждения. Затем следуют затяжные
выборы в Парижскую Коммуну — в то время, как Версаль собирает войска,
готовясь к контрудару… И, всё же, это время знаменитых декретов,
баррикадных боёв за каждую улицу, за каждый дом (пришедшихся в основном
на вторую часть фильма).
Чего только стоит растерянное
«Эй?!», вырвавшееся из уст сержанта Национальной гвардии после
произнесённой им перед строем, идущим на Версаль, команды «Смирно!»:
он не может угомонить эту живую, только-только почувствовавшую вкус к
жизни «толпу», но, чёрт возьми, эта «толпа» — одна из тех великих
армий, которая знает, за что она сражается: не за «престиж
нации», не за «честь короля», а единственно за своё право жить, творить
и нести освобождение угнетённым всего мира!
Тем не менее, картина снята не в
жанре боевика на историческую тему:
зритель погружается в атмосферу восставшего Парижа не с помощью
спецэффектов или дорогого реквизита, а благодаря удивительно верно
определённому подходу в использовании элемента ролевой игры — и игры не
пустой (как современные постановки Бородинской битвы или праздничные
сценки из Второй Мировой), а осмысленной,
в которой всё действительно второстепенное (реквизит, дотошный
сценарий, «блики на саблях») отходит на второй план, уступая место
историческому повествованию.
Другой важной особенностью фильма
является то, что камера фактически
«идёт в народ»: нам не скармливают дежурные беседы со «звёздами»
политики и театра, мастерами военных интриг и растлителями культуры —
вместо этого мы видим и слышим рабочих, солдат, портних, прачек,
кухарок, учителей, стариков и детей пролетарских кварталов Парижа.
Картина дополняется мнением представителей буржуазии, священников,
госслужащих, политических обозревателей, солдат и офицеров
правительственных войск. Вряд ли мы ошибёмся, если станем утверждать,
что подобное изложение материала куда скорее привлечёт внимание зрителя
к книге, к изучению демонстрируемых в фильме событий, чем крикливый
винегрет из патриотизма, невежества и поповской «философии»,
приправленный правительственными одобрением и поддержкой.
Во
второй части фильма драма достигает своей кульминации. До
последнего дня Коммуна не прекращает революционной работы: проходят
митинги, собрания, издаются декреты, не умолкают споры и не стихает
пальба — но изоляция города и внутренние противоречия Коммуны делают
своё дело: Тьер выступает с высокой трибуны, и под гул оваций
восхищённого парламента гремят выстрелы на кладбище Пер-Лашез, в
Люксембургском саду — по всему Парижу!.. Первый драгоценный опыт
пролетарской революции даётся нелегко, но
...если, волею природы,
Зерно даёт зелёный всход,
Растут и зреют цвет и плод,
Стряхают сон земля и воды, —
Беснуйся, буржуа, кричи! —
Не помешать вам, палачи,
Своею злобою холодной
Цветенью мысли благородной.
И пусть мы ждать еще должны,
-
Тот май настанет
неизбежный,
Когда воскреснет дух мятежный
Коммуны, павшей у стены!
(Эжен
Корсен, Май).
Vive la
Commune!
Подробнее:
http://politazbuka.ru/content/view/475/155