Всеволод Пудовкин, (16 (28) февраля 1893, Пенза — 30 июня 1953, Юрмала) — советский кинорежиссёр, актёр, сценарист, художник кино, педагог, теоретик кино.
Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1947, 1951).
Народный артист СССР (1948).
Член ВКП(б) с 1939 года.
Биография
В 1920 году поступил в Государственную школу кинематографии при Всероссийском фотокиноотделе Наркомпроса (ныне — ВГИК). С 1920 по 1922 год учился на курсе Владимира Гардина, вместе с которым поставил свой первый полнометражный фильм «Серп и молот» (1921) в качестве ассистента режиссёра и оператора, а также снялся в одной из ролей.
С 1923 по 1925 год обучался в Коллективе Кулешова вместе с Борисом Барнетом, Владимиром Фогелем и другими. Подрабатывал, рисуя карикатуры для газеты «Безбожник». В 1924 году исполнил роль главного антагониста — авантюриста Жбана в популярной комедии Льва Кулешова «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», где также снялись и другие члены коллектива. По окончании учёбы работал на киностудии «Межрабпом-Русь» в качестве актёра и режиссёра.
Первая же короткометражная комедия «Шахматная горячка», снятая совместно с Николаем Шпиковским по мотивам 1-го московского международного шахматного турнира, пользовалась большим успехом у зрителей, способствовала росту популярности шахмат в СССР и даже появлению специфической моды в одежде.
В 1926 году снял один из первых советских научно-популярных фильмов «Механика головного мозга», в доступной форме рассказывавший об условном рефлексе Ивана Павлова. В процессе подготовки Пудовкин не только дотошно изучил труды академика, но и сам предложил новый опыт по выработке условного рефлекса на основе сокращения зрачка человека. Мультипликационные вставки были сделаны Юрием Меркуловым и Иваном Ивановым-Вано. Фильм высоко оценил не только сам Павлов, но и международная медицинская общественность.
В том же 1926 году Пудовкин поставил драму «Мать» по мотивам одноимённого романа Максима Горького. Фильм стал крупным достижением советского кинематографа, получившим мировое признание; сегодня его изучают во всех киношколах мира. Схожая судьба ждала и следующие картины: «Конец Санкт-Петербурга» (1927) и «Потомок Чингисхана» (1929). Вместе с «Матерью» они образуют историко-революционную трилогию Пудовкина.
Он стал одним из первых теоретиков киноискусства. Издал книги «Кинорежиссёр и киноматериал» (1926), «Киносценарий. Теория сценария» (1926), «Актёр в фильме» (1934). Его работы о режиссуре, проблеме звука, реализме и натурализме до сих пор изучают в специализированных вузах.
После длительного перерыва, связанного с болезнью, в конце 1930-х годов вернулся в кино и стал работать на киностудии «Мосфильм», где поставил ряд исторических лент. За картины «Минин и Пожарский» (1939) и «Суворов» (1940) Пудовкин был удостоен Сталинской премии первой степени.
Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Алма-Ату с коллективами «Мосфильма» и «Ленфильма». Совместно с режиссёром Дмитрием Васильевым экранизировал пьесу Константина Симонова «Русские люди» (в прокат вышла в 1943 году под названием «Во имя Родины»), где также сыграл главного злодея — хладнокровного немецкого генерала. Там же в Алма-Ате снялся в роли юродивого в «Иване Грозном» Сергея Эйзенштейна.
После войны продолжил ставить драмы, исторические и военные фильмы. Параллельно преподавал режиссуру во ВГИКе (профессор с 1950 года).
Был председателем Российской ассоциации работников революционной кинематографии, президентом киносекции Всесоюзного общества культурных связей с зарубежными странами с 1944 года, членом Советского комитета защиты мира.
Фильмография
Актёр
1920 — В дни борьбы (короткометражный) — красный командир
1921 — Серп и молот — Андрей
1924 — Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков — авантюрист Жбан
1925 — Луч смерти — патер Рево
1926 — Мать — офицер полиции
1927 — Конец Санкт-Петербурга — солдат, тащит на себе другого солдата
1928 — Живой труп — Протасов
1928 — Весёлая канарейка — иллюзионист-факир
1929 — Новый Вавилон — приказчик восточного отдела
1939 — Минин и Пожарский — воин
1942 — Юный Фриц (короткометражный) — офицер гестапо
1943 — Во имя Родины — немецкий генерал
1945 — Иван Грозный — Никола Большой Колпак, юродивый
1946 — Адмирал Нахимов — князь Меншиков
Режиссёр
1925 — Шахматная горячка (совм. с Н. Шпиковским)
1926 — Мать
1926 — Механика головного мозга (научно-популярный)
1927 — Конец Санкт-Петербурга (совм. с М. Доллером)
1928 — Потомок Чингисхана (в зарубежном прокате под названием «Буря над Азией»)
1932 — Простой случай (совм. с М. Доллером)
1933 — Дезертир
1938 — Победа (совм. с М. Доллером)
1939 — Минин и Пожарский (совм. с М. Доллером)
1940 — Кино за 20 лет (документальный) (совм. с Э. Шуб)
1941 — Суворов (совм. с М. Доллером)
1941 — Боевой киносборник № 6 (новелла «Пир в Жермунке») (совм. с М. Доллером)
1942 — Убийцы выходят на дорогу (совм. с Ю. Таричем)
1943 — Во имя Родины (совм. с Д. Васильевым)
1946 — Адмирал Нахимов
1948 — Три встречи (совм. с А. Птушко, С. Юткевичем)
1950 — Жуковский (совм. с Д. Васильевым)
1953 — Возвращение Василия Бортникова
Сценарист
1921 — Голод… голод… голод… (короткометражный) (совместно с В. Гардиным)
1923 — Слесарь и Канцлер (совместно с В. Гардиным)
1925 — Луч смерти
1926 — Механика головного мозга
1940 — Кино за 20 лет (совместно с Ю. Олешей, А. Мачеретом, Э. Шуб)
1942 — Убийцы выходят на дорогу (совм. с М. Большинцовым)
1943 — Во имя Родины (совм. с Д. Васильевым, К. Симоновым)
Художник кино
1924 — Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков
1925 — Луч смерти (совм. с В. Рахальсом)
Ассистент режиссёра
1921 — Голод… голод… голод… (короткометражный)
1921 — Серп и молот
Архивные кадры
1960 — Всеволод Пудовкин (документальный)
Награды и звания
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940)
Народный артист СССР (1948)
Сталинская премия первой степени (1941) — за фильмы «Минин и Пожарский» (1939) и «Суворов» (1940)
Сталинская премия первой степени (1947) — за фильм «Адмирал Нахимов» (1946)
Сталинская премия второй степени (1950) — за фильм «Жуковский» (1950)
Два ордена Ленина (1935, 1950)
Два ордена Трудового Красного Знамени (1944, 1953)
Орден Красного Знамени
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
VIII МКФ в Венеции (Премия за лучшие массовые сцены, фильм «Адмирал Нахимов», 1947)
МКФ в Карловых Варах (Премия за выдающуюся режиссуру, фильм «Жуковский», 1950)
МКФ сельскохозяйственных фильмов в Риме (Премия «Золотой колосс», фильм «Возвращение Василия Бортникова», 1953)
Почётный член киноассоциации Бенгалии (1951)
|