Главная » 2023 » Июль » 30 » Юрий Александрович Завадский, коммунист, советский актёр и режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1948).
12:05
Юрий Александрович Завадский, коммунист, советский актёр и режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1948).
Спектакль-концерт "Искусство принадлежит народу..."
Литературная композиция по произведениям А.Радищева, А.Герцена, Н.Чернышевского, Н.Некрасова, В.Курочкина, Ф.Тютчева, И.Тургенева, А.Пушкина, Л.Толстого, М.Салтыкова-Щедрина, А.Чехова, М.Горького, В.Князева в постановке Государственного академического театра имени Моссовета.
Режиссеры: Юрий Завадский, Инна Данкман, Александр Шорин
Юрий Александрович Завадский (30 июня [12 июля] 1894, Москва, — 5 апреля 1977, Москва) — советский актёр и режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1948). Лауреат Ленинской (1965) и двух Сталинских премий (1946, 1951). Герой Социалистического Труда (1973). Член ВКП(б) с 1944 года.
Завадский Юрий Александрович
Завадский Юрий Александрович [р . 30 .6 (12 .7 ).1894 , Москва ], советский режиссёр и актёр , народный артист СССР (1948 ).
Член КПСС с 1944 .
Творческий путь Завадского начался в 1915 в Студии Е . Б . Вахтангова . В Театре им . Вахтангова сыграл Антония («Чудо святого Антония » Метерлинка ) и Калафа («Принцесса Турандот » Гоцци ). Ученик Вахтангова , Завадский воспринял от него изящество и строгую чёткость внешнего рисунка роли , одухотворённость и внутреннюю наполненность исполнения .
Режиссёрским дебютом Завадского был спектакль «Женитьба » Гоголя (1924 ).
В 1924 —1931 Завадский — артист МХАТа ; роли: Чацкий («Горе от ума » Грибоедова ), граф Альмавива («Безумный день , или Женитьба Фигаро » Бомарше ) и др . Одновременно до 1936 руководил основанной им в 1924 театральной студией (с 1927 Театр -студия под руководством Завадского ), где поставил спектакли: «Любовью не шутят » Мюссе , «Вольпоне » Бен Джонсона , «Ученик дьявола » Шоу , «Школа неплательщиков »- Вернея и др .
В 1932 —1935 Завадский возглавлял Центральный театр Красной Армии ; в спектаклях «Мстислав Удалой » Прута (1932 ), «Гибель эскадры » Корнейчука (1934 ) режиссёр передал героический пафос Гражданской войны .
Завадский , творчески развивая сценические традиции К . С . Станиславского и Е . Б . Вахтангова , стремится к стилистической определённости формы спектакля , придаёт большое значение раскрытию авторского замысла силами актёрского ансамбля .
В 1936 — 1940 Завадский возглавлял Театр им . Горького (Ростов -на -Дону ), где поставил спектакли «Любовь Яровая » Тренева , «Укрощение строптивой » Шекспира и др .
С 1940 Завадский — главный режиссёр Московского театра им . Моссовета . В спектакле «Машенька » Афиногенова (1941 ) проявил присущие его таланту тонкий психологизм , мягкий юмор , мажорное восприятие действительности .
Особенно ярко комедийное дарование Завадского раскрылось в постановках пьес Гольдони — «Трактирщица » (1940 ) и «Забавный случай » (1943 ).
В годы Великой Отечественной войны 1941 —1945 в искусстве Завадского преобладающее звучание приобрели суровые героические мотивы , они особенно проявились в спектаклях «Нашествие » Леонова (1943 ), «Встреча в темноте » Кнорре (1944 ) и «Бранденбургские ворота » Светлова (1946 ), посвященных героике военных лет . Среди многочисленных постановок произведения советских драматургов: «Дали неоглядные » Вирты (1957 ), «Битва в пути » Николаевой и Радзинского (1959 ), «Совесть » Павловой (1963 , совместно с А . Л . Шансом ), «Шторм » Билль -Белоцерковского (1967 ).
Интерпретация классической драматургии («Отелло » Шекспира , 1944 , «Чайка » Чехова , 1945 , «Госпожа министерша » Нушича , 1946 , «Виндзорские насмешницы » Шекспира , 1957 , «Леший » Чехова , 1960 , и др .) проникнута стремлением выразить характерные особенности стиля и сценической формы , свойственные драматургии , связать классику с современностью . Эти спектакли отличает тонкое и живое ощущение современности , сочетание лиризма , психологической достоверности образов с глубоким оптимизмом звучания .
Значительное место в творчестве Завадского занимают спектакли «Маскарад » Лермонтова (1 -я редакция — 1952 , 2 -я — 1964 ) и «Петербургские сновидения » (по роману Достоевского «Преступление и наказание », 1969 ), исполненные трагедийного звучания и больших философских обобщений .
За спектакль «Маскарад » Завадский удостоен Ленинской премии (1965 ).
С 1940 преподаёт в ГИТИСе (с 1947 профессор ). Государственная премия СССР (1946 , 1951 ).
Награжден 3 орденами Ленина , 2 др . орденами , а также медалями .
Соч .: Из опыта режиссёра , в кн .: Работа режиссёра над советской пьесой , М . — Л ., 1950 ; Об искусстве театра , М ., 1965 .
Лит .: Образцова А ., Театр им . Моссовета , [М .], 1959 .
К . Л . Рудницкий .
Большая советская энциклопедия
http://dic.academic.ru/
Категория: Биографии |
Просмотров: 1817 |
Добавил: lecturer
| Теги: кино , Фильм , кинозал , музыка , музыкальный фильм , Биография , театр , наше кино , Советское кино , культура