Биография
Евгений и его сестра Нина родились в Москве в семье Тихона Григорьевича и его жены Марины Константиновны Мигуновых. Вскоре после рождения ему диагностировали врождённый паралич левой ноги. Евгений на всю жизнь остался хромым, хотя и тщательно скрывал свой недуг, ведя активный образ жизни.
В 1938 году Мигунов окончил Московскую опытно-показательную школу-коммуну имени Лепешинского, затем год отучился в художественной школе и в 1939 году поступил на только что открывшийся художественный факультет ВГИКа, в мастерскую художников-мультипликаторов под руководством Ивана Иванова-Вано. Учился вместе с Анатолием Сазоновым, на долгие годы ставшим его ближайшим другом и соавтором.
В 1941 году с началом Великой Отечественной войны добровольцем ушёл в ополчение, утаив свою хромоту. Вместе с Сазоновым служил пулемётчиком в 38-м стрелковом полку 13-й стрелковой Ростокинской дивизии. Осенью 1941 года возобновил обучение, однако с началом битвы за Москву весь ВГИК был эвакуирован в Алма-Ату наряду с коллективами «Мосфильма» и «Ленфильма». Туда же вскоре прибыл Иванов-Вано и продолжил занятия со студентами.
В 1943 году Мигунов защитил диплом (раскадровка мультфильма по собственному сценарию в стихах «Давайте посмеёмся») и в сентябре того же года вернулся в Москву, где был зачислен в штат «Союзмультфильма» в качестве художника-постановщика. Вместе с Сазоновым участвовал в создании первого полнометражного мультфильма студии («Пропавшая грамота»), а также «Песенки радости» — первого фильма, получившего награду на международном кинофестивале (бронзовая медаль и премия «За человечность» на VIII МКФ в Венеции)
В дальнейшем Мигунов работал один. Параллельно он также принял участие в разработке программы для обучения художников-мультипликаторов и прорисовщиков на курсах при студии, преподавал конструкцию персонажа. Около года возглавлял цех прорисовки. Был членом художественного совета киностудии.
В 1948 году выступил художником-постановщиком фильма «Чемпион». Мигунов создал эскизы для следующей картины «Полкан и Шавка» , они были приняты, став «золотым стандартом» на годы вперёд. Именно здесь он впервые в мультипликации применил масляные краски для изготовления фонов. В той же технике были выполнены и «Лесные путешественники», получившие приз за лучший детский фильм на VII МКФ в Карловых Варах.
В 1954 году дебютировал как режиссёр с первым в СССР послевоенным кукольным мультфильмом «Карандаш и Клякса — весёлые охотники». Ему пришлось заново запустить весь производственный процесс, попутно переосмыслив его. Мигунов подготовил техническую записку, где описал идеи подвижного штатива для покадровой съёмки объектов, каркаса кукол с фиксирующимися суставами и оболочкой из пенистого латекса. Совместно с механиком Семёном Этлисом он разработал техническую базу и запатентовал семь технологических новшеств и рацпредложений, которые используются до сих пор.
Евгений также написал сценарий и озвучил героя (песенка Карандаша). Несмотря на успех картины, больше кукольных фильмов он не снимал.
В 1957 году Мигунов поставил рисованную короткометражку «Знакомые картинки» по мотивам номеров Аркадия Райкина, который также появляется в кадре и озвучивает всех персонажей. Это был первый за долгое время советский мультфильм, выполненный в карикатурной, условной манере.
Мигунов также участвовал в разработке первого сатирического журнала «Дятел», в котором «воскрешал» и обкатывал техники перекладки, «дорисовки» под камерой, полиэкрана и другие монтажные и пластические решения. Он же писал стихотворные тексты и перерабатывал предлагаемые сюжеты. Проект так и не был запущен, однако, по мнению историка мультипликации Георгия Бородина, многие идеи были впоследствии позаимствованы для организаций журнала «Фитиль» и альманаха «Весёлая карусель».
Среди других нереализованных проектов был «Мир! Мир! Мир!!!», сценарий которого в 1959 году одобрил худсовет. Само существование этого фильма, как считает Георгий Бородин, означало для мультипликации не меньше, чем появление впоследствии на экране «Больших неприятностей» и «Истории одного преступления». Проекты Мигунова означали принципиально новое режиссёрское мышление, знаменующее приход в мультипликацию по-настоящему авторского отношения к фильму.
В 1960 году Мигунов решил поставить фильм «Маяковский по бюрократам» по мотивам «Прозаседвашихся» Владимира Маяковского. Он представил директору студии раскадровку, где на полях был написан режиссёрский сценарий. Это привело к скандалу, Мигунова обвинили в нарушении процедуры работы и уволили по статье 47«б» КЗОТа («за недостатком помещений» или «в связи с частичным сокращением плана»).
В 1961—1966 годах работал по договору в редакциях журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки», «Пионер», «Крокодил», «Литературная газета», в газетах «Правда» и «Вечерняя Москва», редактировал серию брошюр «Библиотека Крокодила», позже работал в книжной и журнальной графике, рисовал карикатуры, диафильмы. Он перенёс из мультипликации в полиграфию одно из главных свойств своих рисунков — динамичность: как правило, все его персонажи запечатлены в движении.
На протяжении многих лет сотрудничал с издательством «Детская литература», для которого, в частности, иллюстрировал книги Александра Волкова об Изумрудном городе, книги Евгения Велтистова об Электронике и книги Кира Булычёва об Алисе Селезнёвой. С Булычёвым он работал почти 40 лет и даже подкинул ему несколько оригинальных идей. Также известен благодаря иллюстрациям книг братьев Стругацких «Сказка о Тройке» и «Понедельник начинается в субботу». Для последней он подготовил два варианта рисунков: первый — для издания 1965 года, второй, модернизированный — для издания 1979 года. Помимо прочего, Мигунов стал одним из разработчиков Олимпийского Мишки, талисмана XXII летних Олимпийских игр, состоявшихся в Москве в 1980 году. После того, как художник Виктор Чижиков изготовил основной эскиз, Евгений Тихонович создал двадцать одну серию рисунков Миши в различных техниках (гуашь, сепия, силуэт и тому подобные), где тот был изображён занимающимся всеми олимпийскими видами спорта, а также встречающим и провожающим гостей и несущим олимпийский факел. Эти рисунки в дальнейшем послужили образцами для оформления стендов, рекламных щитов, календарей и прочей атрибутики
Евгений Мигунов умер в Москве 1 января 2004 года.
Фильмография
1943 — Краденое солнце — художник
1945 — Зимняя сказка — художник-постановщик
1945 — Пропавшая грамота — художник-постановщик
1946 — Песенка радости — художник-постановщик
1947 — Весёлый огород — художник-постановщик
1947 — Квартет — художник-постановщик
1948 — Слон и муравей — художник-постановщик
1948 — Чемпион — художник-постановщик
1949 — Полкан и Шавка — художник-постановщик
1950 — Дедушка и внучек — художник-постановщик
1950 — Когда зажигаются ёлки — художник-постановщик
1950 — Кто первый? — художник-постановщик
1951 — Лесные путешественники — художник-постановщик
1953 — Волшебный магазин — художник-постановщик
1954 — Карандаш и Клякса — весёлые охотники— сценарий и постановка, художник-постановщик
1955 — Трубка и медведь— художник-постановщик
1955 — Это что за птица?— режиссёр, художник-постановщик, текст песенки
1957 — Знакомые картинки — режиссёр, художник-постановщик
1957 — Шестому Всемирному — автор сценария, режиссёр, художник-постановщик
1958 — Поэма о море — художник мультипликации
1959 — Ровно в три пятнадцать — сценарий, постановка, художник-постановщик
1959 — Пересолил — автор сценария
|