Пристли (Priestley) Джон Бойнтон (13 сентября 1894, Брадфорд - 14 августа 1984, Стратфорд-на-Эйвоне, Уорикшир, Англия), английский писатель.
Сын учителя. Участник 1-й мировой войны 1914—1918.
Изучал английскую литературу в Кембриджском университете. Творческий путь начал как литературный критик (книги «Фигуры в современной литературе», 1924, «Английские комические характеры», 1925, и др.).
В романе «Добрые товарищи» (1929) пессимизму и скепсису писателей «потерянного поколения» противопоставил оптимистическую веру в преодоление трудностей послевоенного времени.
В романах 30-х гг. — «Улица Ангела» (1930, рус. пер. 1960), «Они бродят по городу» (1936) и др. — показал противоречия капиталистической Англии. Против реакционных английских буржуазных кругов, искавших пути для сговора с нацистами, направлен роман «Затемнение в Гретли» (1942, рус, перевод 1944).
Трудностям возвращения к мирной жизни посвящен роман Пристли «Трое в новых костюмах» (1945, рус. пер. 1946).
Многоплановую картину современной жизни Великобритании воссоздают романы 50—60-х гг. «Фестиваль в Фарбридже» (1951), «Волшебники» (1954) и др.
«Сэр Майкл и сэр Джордж» (1964, рус, перевод 1965) иронически рисует нравы современной английской бюрократии; дальнейшее развитие этой темы — в романах «Создатели образов» (1968) и «Лондонский тупик» (1969).
Плодотворен вклад Пристли в современную английскую драматургию. Острое чувство драматизма жизни сочетается в его пьесах с постановкой социальных и нравственных вопросов. В традиционной реалистической манере написаны «Ракитовая роща» (1933), «Райский уголок» (1934) и др., носящие следы влияния А. П. Чехова. «Опасный поворот» (1932, рус. пер. 1939), «Время и семья Конвей» (1937), «Музыка ночью» (1938, опубликован 1947), «Инспектор пришёл» (1947) отличаются смелым применением театральных условностей.
Обличительные мотивы составляют сильную сторону драматургии Пристли («Сокровища», 1953, рус. пер. 1957; «Мистер Кетл и миссис Мун», 1955, рус. пер. 1958; «Стеклянная клетка», 1958).
Глубокий интерес к современности и её проблемам сообщает многим произведениям Пристли публицистичность. Однако печать спешки и приблизительности мешает некоторым его произведениям достигнуть уровня подлинной художественности.
Соч.: Literature and Western man, L., 1962; The lost empires, L., 1965; Out of town, L., 1967.
Лит.: Ивашева В. В., Английская литература XX в., М., 1967; Hughes D., J. В. Priestley..., L., 1958; Evans G. L., J. B. Priestley — the dramatist, L., [1964].
А. А. Аникст.
Экранизации
1932 — «Старый тёмный дом»
1954 — «Визит инспектора»
1963 — «Теперь пусть уходит», режиссёр Сергей Алексеев
1967 — «Доктор Солт уезжает»
1967 — «Гендель и гангстеры» (телеспектакль)
1969 — «Улица Ангела» (телеспектакль, СССР)
1972 — «Опасный поворот»
1973 — «Он пришёл»
1974 — «Лишний день в июне» (телеспектакль Ленинградского телевидения)
1976 — «Бешеное золото»
1978 — «31 июня»
1979 — «Инспектор Гулл»
1980 — «Скандальное происшествие в Брикмилле»
1984 — «Зелёная комната» (фильм-спектакль)
1984 — «Время и семья Конвей»
1991 — «Призраки зелёной комнаты»
Собрание Сочинений
|