Меню сайта
Поиск
Книжная полка.
Категории раздела
Коммунизм [1132]
Капитализм [179]
Война [501]
В мире науки [95]
Теория [910]
Политическая экономия [73]
Анти-фа [79]
История [616]
Атеизм [48]
Классовая борьба [412]
Империализм [220]
Культура [1344]
История гражданской войны в СССР [256]
ИСТОРИЯ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). КРАТКИЙ КУРС [83]
СЪЕЗДЫ ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков). [72]
Владыки капиталистического мира [0]
Работы Ленина [514]
Биографии [13]
Будни Борьбы [51]
В Израиле [16]
В Мире [26]
Экономический кризис [6]
Главная » 2023 » Сентябрь » 23 » Памяти Августа Бебеля. ЖЕНЩИНА И СОЦИАЛИЗМ. Глава десятая. Брак как материально обеспечивающее средство
07:14

Памяти Августа Бебеля. ЖЕНЩИНА И СОЦИАЛИЗМ. Глава десятая. Брак как материально обеспечивающее средство

Памяти Августа Бебеля. ЖЕНЩИНА И СОЦИАЛИЗМ. Глава десятая. Брак как материально обеспечивающее средство

Отверженные

02:58:34

Моя Кармен


Ярмарка тщеславия. По мотивам романа В.Теккерея "Ярмарка тщеславия (1976)

02:43:28

Август Бебель

ЖЕНЩИНА И СОЦИАЛИЗМ

Отдел второй

Женщина в настоящем

Глава десятая

Брак как материально обеспечивающее средство

 

1. Уменьшение числа вступлений в брак

Не нужно никаких дальнейших доказательств, чтобы понять, что при описанных условиях растет число тех, кто не смотрит на брак как на рай и остерегается вступать в него. Этим объясняется, что в большинстве культурных стран число браков падает или остается неизменным. Как показал опыт, высокие хлебные цены даже одного года отрицательно влияли как на число браков, так и на число рождений. Но чем более индустриализируется страна, тем больше обусловлено это число подъемом и спадом экономической конъюнктуры. Экономические кризисы и возрастающее ухудшение общего экономического положения имеют в этом отношении длительное неблагоприятное влияние. Это подтверждает статистика браков почти всех культурных стран.

По новейшим правительственным анкетам, в Соединенных Штатах за период времени с 1887 до 1906 года было заключено 12 832 044 брака.

 
Женщина и социализм
 

Таким образом, мы видим, что вследствие кризиса 1893/94 года число браков в 1894 году не только не увеличилось, но уменьшилось на 12512. То же самое явление повторяется в 1904 году, который дает минус в 4987 браков.

Во Франции заключение браков дало следующую картину:

 
Женщина и социализм
 

Самое большое количество браков дает 1873 год — 321 238 браков. После этого года количество браков уменьшается, чтобы с подъемом хозяйственной жизни снова дать увеличение.

В 1907 году Франция дает наивысшую после 1873 года цифру: 314 903 брака. Это увеличение до некоторой степени является следствием нового закона от 21 июня 1907 года, уменьшающего формальности для вступления в брак и поведшего к увеличению цифры заключенных браков в среде бедняков.

На тысячу населения приходится браков:

 
Женщина и социализм
 

Что число браков в большинстве государств колеблется в зависимости от того, господствует там индустриальное благополучие или кризис, блестяще доказывает Германия. 1872 год, первый год после франко-прусской войны, дал в Германии, как 1873 год во Франции, наивысшее количество браков (423 900). С 1873 года цифра эта падает, и в 1879 году, когда кризис достиг наибольшей глубины, она доходит до наинизшей степени (335 113); затем она медленно поднимается до 1870 года, который был еще благополучным годом, она снова падает в 1892 году и снова поднимается в годы процветания, достигая в 1899–1900 годах — в годы наивысшей степени индустриального развития — кульминационной точки (476 491 в 1900 году, 471 519 в 1899 году). Новый кризис приносит падение. В 1902 году число заключенных браков вновь падает до 457 208, достигая опять высшей точки в 1906 и 1907 годах (498990 и 503964). И если 1906 год дал повышение против 1905 года на 13 004, то здесь уже проявляется действие кризиса 1907 года в уменьшении цифры абсолютного роста (только 4974 по сравнению с 1906 годом) и в относительном сокращении браков (вместо 8,2 на тысячу населения — только 8,1).

Вообще же число браков в большинстве стран свидетельствует о тенденции к понижению. Высшая цифра заключения браков с середины семидесятых до конца девяностых годов достигается только в виде исключения, и, как ясно видно из прилагаемой таблицы, огромное большинство европейских стран остается далеко позади.

Но не только условия заработка, но и имущественные отношения сильно влияют на заключение браков. «Шмоллерский ежегодник» (Schmollers Jahrbuch fur 1885, Heft I) сообщает статистику народонаселения королевства Вюртембергского, из которой ясно видно, что с увеличением размера крупной земельной собственности число женатых мужчин в возрасте от 25 до 30 лет убывает, число же неженатых между 40–50 годами прибывает. (См. таблицу, приведенную ниже)

 
Женщина и социализм
 

Мелкая земельная собственность благоприятствует заключению браков, она дает возможность существовать большему числу семей, хотя и очень скромно; напротив, крупная земельная собственность противодействует заключению браков. Вместе с растущей индустриализацией деревни, увеличивается число заключенных браков среди людей городских профессий. Так, в Швеции на тысячу людей разных профессий заключенных браков приходилось в 1901–1904 годах:

 
Женщина и социализм
 

Все эти. цифры доказывают, что решающим являются не моральные, а материальные причины. Число заключения браков, точно так же как и нравственное состояние общества, зависит единственно от их материальных основ.

 

2. Детоубийство и вытравление плода

Страх нужды и опасение невозможности воспитать детей, как того требует их общественное положение, — вот что главным образом толкает женщин всех классов и к проступкам, несогласуемым не только с природою, но часто и с уголовным кодексом. Сюда относятся всевозможные средства для воспрепятствования зарождению плода или — если это не удается — искусственное удаление плода путем аборта. Было бы несправедливо утверждать, что эти средства применяются только легкомысленными, бессовестными женщинами. Ограничить число детей чаще хотят верные своему долгу женщины; они предпочитают подвергать себя опасности применения абортативных средств, чем отказать супругу или толкнуть его на путь разврата. Есть, конечно, и такие женщины, которые, находя за большие деньги готовых к услугам врачей и акушерок, прибегают к этим средствам, чтобы скрыть «падение», или чтобы избежать неудобств беременности, родов и воспитания, или просто чтобы не лишиться красоты и не утратить привлекательности в глазах мужа или вообще мужчин.

Искусственный аборт, судя по различным признакам, применяется все чаще и чаще. Его делали уже у древних народов, и ныне аборт известен как самым цивилизованным, так и самым варварским народам. Древние греки употребляли аборты часто, не встречая препятствий со стороны законов страны. Ко временам Платона было разрешено повивальным бабкам производить аборты, Аристотель же предписывает «преждевременные роды» в тех случаях, когда женщина, «вопреки всем предосторожностям, становится беременной».[108] По Жюлю Руйе, римские женщины прибегали к аборту по многим причинам. Во-первых, они хотели скрыть результат недозволенной связи, во-вторых, им хотелось безостановочно предаваться половым наслаждениям, наконец, они старались избегнуть изменений, которые беременность и роды производят в теле женщины.[109] У римлян женщина в 25–30 лет считалась уже старой, и поэтому она избегала всего, что могло повредить ее наружности. В средние века аборт наказывался тяжелыми телесными наказаниями и даже смертною казнью, и свободная женщина, сделавшая себе аборт, становилась крепостной.

В настоящее время аборты делаются особенно часто в Турции и в Соединенных Штатах. «Турки разделяют мнение, что зародыш до пяти месяцев не является живым существом, и они без всякого зазрения совести уничтожают его. Даже в то время, когда аборты стали наказуемы, они применялись не менее часто. В течение только шести месяцев 1872 года в Константинополе было около трех тысяч случаев искусственных выкидышей».[110] Еще чаще аборты применяются в Соединенных Штатах. Во всех больших городах Союза существуют учреждения, где девушки и женщины могут устроить преждевременные роды, во многих американских газетах помещают объявления о подобных учреждениях.[111] Об искусственном выкидыше в тамошнем обществе говорят почти так же просто, как о правильных родах. В Германии и в других европейских странах на этот счет существуют другие понятия, и германский уголовный кодекс угрожает как исполнителю этого дела, так и его помощникам возможным тюремным наказанием.

Аборт часто сопровождается очень тяжелыми последствиями; нередко он имеет смертельный исход, во многих случаях навсегда расшатывает здоровье. «Страдания самой тяжелой беременности и родов бесконечно меньше, чем болезни, происходящие от искусственного аборта».[112] Бесплодие — одно из обыкновенных его следствий. Несмотря на все это, он и в Германии применяется все чаще. Так, за производство выкидышей были осуждены: с 1882 по 1886 год — 839 человек, с 1897 по 1901 год — 1565 человек, с 1902 по 1906 год — 2236 человек.[113] Chronique scanda-leuse последних лет много раз занималась делами об абортах, вызывавшими большой шум, так как при этом играли роль видные врачи и дамы из высшего общества. Точно так же, судя по растущему числу соответствующих предложений в наших газетах, увеличивается и число мест и учреждений, где замужним и незамужним женщинам предоставляется возможность в полной тайне избежать последствий «ошибки» или «падения».[114]

Страх перед слишком большим числом детей, что связано с имеющимися материальными средствами и издержками воспитания, развил у целых классов и у целых народов применение предупредительных средств в систему, грозящую сделаться общественным бедствием. Так, обще известно, что почти во всех слоях французского общества придерживаются системы двух детей. В немногих культурных странах мира число браков так же велико, как во Франции, и между тем нет страны, в которой число детей в среднем было бы так мало и рост населения так ничтожен. Этой системе следуют как французский буржуа, так и мелкий горожанин, и мелкий крестьянин, к ним примыкает и французский рабочий. В некоторых местностях Германии своеобразные крестьянские условия привели к подобным же явлениям. В Юго-Западной Германии есть прелестная местность, где в саду каждого крестьянина стоит можжевеловое дерево, составные части которого употребляются как абортативное средство. В другом округе той же страны уже давно среди крестьян господствует двухдетная система: они не хотят делить свои дворы. Поразительно также, как растет и распространяется в Германии литература, где обсуждаются и рекомендуются средства для «факультативного бесплодия», конечно, всегда под «научным» флагом и с указанием на якобы грозящее перенаселение.

Наряду с абортом и искусственным воспрепятствованием зачатию играет роль и преступление. Во Франции убийства и подкидывание детей постоянно возрастают, чему способствует запрещение французским гражданским законом — искать отцовства. § 340 «Code civil», гласит: «La recherche de la paternite est interdite'». Напротив, § 314 говорит: «La recherche de la maternite est admise». Разыскивать, кто отец ребенка, запрещено, разыскивать, кто мать, позволено. Закон, таким образом, совершенно открыто проявляет несправедливость по отношению к соблазненной. Мужчины во Франции могут сколько им угодно совращать девушек и женщин, они свободны от всякой ответственности и не обязаны платить алименты. Эти определения изданы под тем предлогом, что женщинам надо страхом помешать совращать мужчин. Выходит, что повсюду «слабый» мужчина, этот представитель сильного пола, совращается женщинами, а сам никогда не совращает. Следствием статьи 340 гражданского кодекса была статья 312, определяющая: «L'enfarit concu pendant le manage a pour pere le mari» («Зачатый в течение брака ребенок имеет своим отцом мужа»). Раз розыски отцовства запрещены, то логически украшенный рогами супруг принужден соглашаться считать своим ребенка, зачатого его женой с другим. Французской буржуазии нельзя по крайней мере отказать в последовательности. Все попытки отменить статью 340 терпели до сих пор неудачу.

Французская буржуазия, совершив жестокость по отношению к обманутой женщине, лишенной законом права на обращение за пособием к отцу своего ребенка, постаралась ее сгладить основанием воспитательных домов. Таким образом, новорожденного отнимают не только от отца, но и от матери. По французской фикции дети воспитательных домов — сироты, и французская буржуазия своих незаконных детей воспитывает на государственный счет как детей «отечества». Превосходное учреждение! В Германии все более и более склоняются на тот же путь. Определения гражданского уложения для Германской империи содержат положения о правовых отношениях незаконных детей, отчасти противоречащие прежде действовавшему более гуманному праву. Там говорится, например, что «незаконный ребенок и его отец не считаются в родстве». Между тем еще император Иосиф II издал декрет об уравнении прав незаконных и законных детей.

«Нет отца, — говорит далее современное германское законодательство, — у незаконного ребенка, мать которого во время зачатия имела conceptio plurium (сношения со многими мужчинами). Ребенок оказывается наказанным за легкомыслие, слабость или бедность матери. Легкомысленных отцов закон не знает. «Мать имеет право и обязана заботиться о незаконном ребенке. Родительская власть ей не принадлежит. Отец незаконного ребенка обязан давать ребенку до исполнения 16 лет содержание, соответствующее жизненному положению матери, в том числе и средства на воспитание и образование. Эта обязанность продолжается для отца и после шестнадцатилетнего возраста ребенка, если этот последний вследствие немощности не в состоянии сам содержать себя. Отец обязан возместить матери издержки родов, а также издержки содержания в течение первых шести недель после родов и другие необходимые расходы, как следствие беременности или родов», и т. д.

По прусскому праву, забеременевшая вне брака женщина с хорошей репутацией — незамужняя или вдова — имела право получить от виновника своей беременности сумму, соответствующую его званию и состоянию, причем эта сумма не должна была превышать четвертой части его имущества. Незаконному ребенку принадлежало право на содержание и воспитание со стороны отца независимо от того, была ли мать незапятнанной личностью, но лишь в размере того, что стоит воспитание законного ребенка лицам крестьянского или мещанского сословия. Если внебрачное половое общение произошло при обещании будущего брака, то судье предоставлялось право дать пострадавшей фамилию, сословие и титул виновника беременности и признать за ней все права разведенной жены, признанной невинной стороной; незаконный ребенок получал в этом случае права детей, зачатых в действительном браке. Все это отменено. Движение назад — таков лейтмотив нашего законодательства.

В период с 1831 по 1880 год, французский суд присяжных рассмотрел 8568 детоубийств, при этом число их с 471 в 1831–1835 годах поднялось до 970 в 1876–1880 годах. За тот же промежуток времени вынесено 1032 приговора по делам об абортах и только в 1880 году — сто приговоров.[115] Разумеется, лишь ничтожнейшая часть случаев искусственного аборта дошла до суда; обыкновенно доходят до суда лишь те случаи, которые оканчиваются тяжелыми заболеваниями или смертью. Из детоубийств на деревенское население падает 75 процентов всех случаев, из случаев с абортами 67 процентов падает на городское население. Женщины в городе имеют под рукою больше средств помешать нормальным родам, поэтому здесь много случаев аборта и сравнительно мало детоубийств. В деревне условия обратные. В Германии за детоубийство приговорено в 1882–1886 годах 884 человека, в 1897–1901 годах — 887, в 1902–1906 годах-745 человек.[116]

Такова картина, представляющая современное общество в его наиболее интимной жизни. Она сильно отличается от изображений, рисуемых поэтическими фантазерами, но у нее то преимущество, что она верно отражает действительность. Следует, впрочем, прибавить еще несколько характерных штрихов.

 

3. Воспитание для целей брака

В общем нет спора, что в настоящее время женский пол в среднем стоит ниже мужского. Бальзак, отнюдь не друг женщин, утверждает, правда, что «женщина, получившая мужское образование, обладает в действительности самыми блестящими и плодотворными свойствами для обоснования счастья, как своего собственного, так и своего супруга», а Гёте, хорошо знавший женщин и мужчин своего времени, ядовито замечает в «Ученических годах Вильгельма Мейстера» («Признания прекрасной души»): «Высмеивали ученых женщин, не хотели терпеть и образованных, вероятно, потому, что считали невозможным стыдить такое множество невежественных мужчин». Но все это не изменяет того факта, что женщины в общем духовно стоят позади мужчин. Это различие было неизбежно, так как женщина есть лишь то, чем ее сделал ее повелитель — мужчина. На образование женщины с давних пор обращали еще меньше внимания, чем на образование пролетария, и то, что сделано, в настоящее время недостаточно. Мы живем в эпоху, когда потребность в обмене и мыслями и идеями растет во всех кругах, и пренебрежительное отношение к духовному развитию женщины представляет крупную ошибку, от которой страдает и сам мужчина.

У мужчины образование направлено на развитие рассудка, на обострение мыслительной способности, на расширение реального знания и укрепление силы воли, одним словом, на развитие функций разума; так, по крайней мере, утверждают, хотя часто применяемые средства не достигают и не могут достигнуть цели. У женщины, напротив, образование в высших кругах направлено главным образом на углубление чувствительности, это образование формальное и изящное, когда с помощью музыки, беллетристики, искусства, поэзии лишь повышается нервность и фантазия. Ничего более нелепого нельзя себе представить. Здесь видно, что власть имущие, от которых зависит образование женщины, руководятся исключительно своими предрассудками о сущности женского характера и ограниченном жизненном положении женщины. Чувства и фантазия женщины не нуждаются в еще большем развитии, которое может лишь повысить ее склонность к нервности; напротив, и в ней, как в мужчине, необходимо развивать деятельность рассудка и знакомить ее с влияниями практической жизни. Для обоих полов было бы очень полезно, если бы женщина вместо излишней чувствительности, которая иногда дает себя чувствовать слишком сильно, обладала хорошей порцией острого рассудка и точного мышления, вместо нервной раздражительности и пугливости — твердостью характера и физическим мужеством, вместо эстетического развития, насколько она вообще им обладает, — знанием мира, людей и сил природы.

В общем до сих пор чувства женщины чрезмерно развиваются, в то время как ее умственное развитие задерживается, оно сильно запущено и подавляется. Вследствие этого женщина буквально страдает гипертрофией чувств и фантазии и, будучи поэтому восприимчива ко всякому суеверию и обману в области чудес, является необычайно благодатной почвой для религиозного и всякого иного шарлатанства, а вместе с тем и покорным орудием всякой реакции. Ограниченные мужчины часто жалуются на это, но они ничего не предпринимают, чтобы изменить такое положение, так как в огромном большинстве сами по уши завязли в предрассудках.

Как уже показано, все женщины смотрят на мир по-иному, чем мужчины, и этим снова создается источник разногласий между обоими полами.

Участие в общественной жизни является ныне для каждого мужчины одною из его важнейших обязанностей; то, что многие мужчины не понимают своих обязанностей, это дела не изменяет. Во всяком случае ширится круг понимающих, что общественные учреждения находятся в самой тесной связи с условиями частной жизни каждого, что благополучие и бедствие личности и семьи еще в большей степени зависит от состояния общественных учреждений, чем от личных свойств и поступков. Начинают понимать, что против недостатков, лежащих в самом порядке вещей и его определяющих, бессильно самое высшее напряжение сил отдельного лица. С другой стороны, борьба за существование требует гораздо большего напряжения, чем раньше. К мужчине в настоящее время предъявляются требования, которые все больше и больше поглощают все его время и силы. И перед ним стоит невежественная, индифферентная жена, совершенно его не понимающая. Можно даже сказать, что духовное различие между мужем и женой в настоящее время больше, чем было раньше, когда общественные отношения были проще и ближе к пониманию женщины. Далее, в настоящее время занятие общественными делами захватывает большое число мужчин в небывалом раньше размере, что развивает их кругозор, но что все более и более отвлекает их от домашнего круга. Женщина вследствие этого чувствует себя как бы отстраненной, и здесь открывается новый источник разъединения. Только в редких случаях муж считает необходимым объясниться с женой, убедить ее. Обычно же он держится того взгляда, что его стремления не касаются жены, что она этого не понимает. Он не потрудится просветить ее. «Этого ты не понимаешь», — таков стереотипный ответ мужа на жалобы жены, он ее совершенно игнорирует. Непонимание женщин поддерживается неразумием большинства мужчин. Более благоприятное отношение создается между мужем и женою у пролетариата, насколько они оба сознают, что они тянут одну лямку и что есть только одно средство для достижения достойного человека будущего — коренное общественное переустройство, которое сделает всех людей свободными. По мере того как это сознание все более распространяется среди женщин пролетариата, их брачная жизнь идеализируется, несмотря на нужду и горе. У обоих теперь общая цель, к которой они стремятся, и неистощимый источник духовного подъема в обмене мыслей, к которому ведет взаимная борьба. Число пролетарских жен, пришедших к этому сознанию, увеличивается с каждым годом. Здесь развивается движение, которое должно иметь решающее значение для будущего человечества.

В других браках различия образования и воззрений начинают чувствоваться лишь в более зрелых годах; вначале, когда господствует страсть, они еще незаметны. Но чем более гаснет половая страстность, тем больше должна она замещаться духовным единением. Но, независимо от того, имеется ли у мужчины понятие о гражданских обязанностях и исполняет ли он их, он находится, уже по самым своим занятиям и постоянному общению с внешним миром, в постоянном соприкосновении с самыми различными элементами и взглядами при самых различных обстоятельствах; он живет, таким образом, в духовной атмосфере, которая расширяет его кругозор. В противоположность жене муж постоянно духовно обогащается, а ее совершенно поглощает с утра до вечера домашняя работа, не оставляя времени для дальнейшего образования, и она духовно мельчает и чахнет.

Эту жалкую домашнюю обстановку, в которой в настоящее время живет большая часть замужних женщин, совершенно правильно рисует буржуазно мыслящий Герхард фон Аминтор в своих «Заметках на полях книги жизни».[117]

В главе «Убийственные комариные укусы» мы читаем, между прочим, следующее:

«Не потрясающие события, от которых никто не избавлен, которые приносят то смерть мужа, то моральное падение любимого ребенка, которые состоят то в долгой тяжелой болезни, то в неудаче горячо лелеемого плана, — нет, не они подрывают ее (хозяйки дома) свежесть и силу, нет, их губят мелкие ежедневные заботы, высасывающие все соки… Сколько миллионов жизнерадостных матерей семейств выварили и вымели свою жизненную бодрость, свои розовые щеки и смеющиеся ямки на службе домашним работам, пока не превратились в морщинистых, высохших, сломленных мумий. Вечно новый вопрос — «что завтра приготовить к обеду», вечно возвращающаяся необходимость мести и выколачивать, чистить и вытирать пыль — вот та вечно падающая капля, которая медленно, но верно истребляет тело и душу. Кухня — это место, где выводится печальный баланс доходов и расходов, где нарождаются принижающие дух соображения о возрастающей дороговизне жизненных средств и все более затруднительном приобретении необходимых денег. На пламенном алтаре, где кипит горшок с супом, приносятся в жертву юность и непринужденность, красота и веселое расположение духа, и кто узнает в старой, согбенной от печали кухарке с гноящимися глазами когда-то цветущую, горделивую, кокетливую невесту в ее венке из мирт? Уже у древних очаг был священен, и около него они ставили своих богов-покровителей — пусть же и для нас будет священен очаг, на котором верная дому немецкая жена бюргера медленно умирает, принося себя в жертву, чтобы сохранить дом уютным, стол накрытым, семью здоровой».

Таково утешение, которое буржуазный свет преподносит женщине, гибнущей от современного порядка вещей.

Те женщины, которые благодаря их социальному положению более свободны, воспитаны обыкновенно односторонне и поверхностно, и это в соединении с унаследованными женскими свойствами характера сильно дает себя чувствовать. По большей части для них важна лишь внешность, они заботятся лишь о танцах и нарядах и ищут жизненную цель в удовлетворении испорченного вкуса и пышно расцветших страстей. Детьми и их воспитанием они почти не интересуются; дети так утомляют их и надоедают им, что они предоставляют их мамкам и нянькам, а затем отдают в пансионы. Во всяком случае они считают своей задачей из дочерей сделать изящных кукол, а из сыновей — jeunesse doree (золотую молодежь). Из этой золотой молодежи выходят щеголи — тот гнусный тип людей, которых можно поставить на одну ступень с сутенерами. Эта же jeunesse doree составляет главный контингент совратителей дочерей рабочего народа. Безделье и мотовство она считает своим призванием.

Из разобранных выше условий сложились различные свойства женского характера, которые развивались все сильнее от поколения к поколению. Мужчины любят останавливаться на этих свойствах, но они забывают, что причина лежит в них самих, что они сами поддерживают их своим поведением. К этим столь часто порицаемым свойствам женского характера принадлежат любовь к сплетням и болтовне, стремление вести бесконечные разговоры о ничтожных и незначительных вещах, направление мыслей на чисто внешнюю сторону, жажда наряжаться и нравиться и вытекающая отсюда погоня за всевозможными глупостями моды; далее легко возбуждается зависть и ревность к другим женщинам, склонность к неправде и способность искажать факты.

Эти свойства проявляются у всех женщин уже в юном возрасте и лишь в различной степени. Они возникли под давлением социальных условий и развиваются дальше путем наследственности, примера и воспитания. Неразумно воспитанный не может воспитывать других разумно.

Чтобы уяснить происхождение и развитие свойств полов и целых народов, необходимо прибегнуть к тем же методам, которые применяет современное естествознание, чтобы установить возникновение и развитие живых существ и их характерных особенностей. Материальные жизненные условия сильно отражаются в характерных свойствах каждого живого существа; оно принуждено приспособляться к существующим условиям жизни, и они в конце концов становятся его природой.

Что в природе относится ко всем живым существам, то относится и к человеку;[118] человек не стоит вне законов природы; с физиологической точки зрения он — наивысше развитое животное существо. Этого, разумеется, не желают признать. Древние, не будучи знакомы с современным естествознанием, уже тысячи лет тому назад на многие человеческие дела смотрели разумнее, чем современные люди, а главное, они практически применяли свои взгляды, основанные на опыте. Восторженно восхваляют красоту и силу мужчин и женщин Греции, но и упускают при этом из виду, что на развитие населения там благоприятно влияли не столько счастливый климат и очаровательная природа страны, с ее морем и прекрасными гаванями, сколько последовательно проведенные государством правила телесного развития и воспитания. Греки стремились соединять с красотой, силой и ловкостью тела остроту и эластичность духа. Правда, и тогда уже на женщину по сравнению с мужчиной в духовном отношении обращали мало внимания, но это не относится к физическому развитию.[119]

В Спарте, которая шла дальше всего в телесном развитии обоих полов, мальчики и девочки до возмужалого возраста ходили обнаженными и совместно принимали участие в физических упражнениях, играх и борьбе. Выставление обнаженного человеческого тела и естественное отношение к естественному приводили к тому, что не возникало чувственной раздражительности, которая порождается главным образом искусственным отделением одного пола от другого с юношеского возраста. Тело одного пола не было тайной для другого. Там не могло возникнуть никакой игры двусмысленностями. Природа была природой. Один пол радовался красотам другого.

И человечество должно вернуться к этому непринужденному, естественному общению полов, оно должно отбросить господствующие ныне нездоровые спиритуалистические воззрения на человека и создать методы воспитания, которые способствовали бы физическому и духовному возрождению.

У нас, особенно по отношению к женскому воспитанию, господствуют еще очень отсталые понятия. Убеждение, что женщина должна обладать силой, мужеством и решительностью, считается еретическим, все это рассматривается как «неженственное», хотя никто не может отрицать, что этими свойствами она могла бы защитить себя от многих несправедливостей и неприятностей. Ее физическое развитие точно так же, как духовное, по возможности тормозится, причем существенную роль играет и неразумная одежда. Она не только самым непозволительным образом мешает физическому развитию женщины, она прямо губит ее, и все же очень немногие врачи решаются выступить против нее. Страх не понравиться пациентке заставляет их молчать или даже льстить ее глупостям. Современная одежда в высшей степени мешает женщине свободно пользоваться своими силами, она вредит ее здоровью и пробуждает в ней чувство немощности и слабости. Эта одежда является также опасностью для здоровья окружающих, ибо женщина и в квартире и на улице — движущийся источник пыли. Строгое разделение полов в школе и обществе, вполне соответствующее спиритуалистическим воззрениям, которые глубоко вкоренились в нас вместе с христианством, точно так же мешает развитию женщины.

Женщина, которая не может совершенствовать свои задатки и способности, заключена в узком круге идей и вращается почти исключительно среди принадлежащих к ее полу, поэтому для нее невозможно подняться над будничным и обыденным. Ее умственный кругозор ограничен тесными рамками домашней обстановки, родственных отношений и того, что с этим связано. Все это сильнейшим образом способствует бесконечной болтовне о величайших ничтожностях и склонности к сплетням, ибо живущие в женщине духовные качества требуют проявления и упражнения. Для мужа отсюда возникают неприятности, и он тогда в отчаянии проклинает свойства, которые лежат главным образом на его собственной совести, совести «главы творения».

Нельзя не признать, что в последнее время усиливается склонность к более разумному жизнепониманию. Но это только начало, и это касается небольших слоев общества.

 

4. Бедствия современной супружеской жизни

Наши общественные и половые условия привязывают женщину всеми нитями ее существования к браку, и совершенно естественно, что всякие дела, касающиеся замужества и брака, составляют существенную часть ее разговоров и дум. Против мужчины у женщины, физически более слабой, по закону и обычаю подчиненной, главным орудием является язык, и, разумеется, она пользуется им. Подобным же образом обстоит дело и со столь сильно порицаемой страстью наряжаться и нравиться, страстью, которая в глупостях моды достигает ужасающей высоты и часто приносит много бед отцам и мужьям. Объяснение найти нетрудно. Женщина для мужчины прежде всего предмет наслаждения; несвободная в экономическом и общественной отношениях, она должна рассматривать брак как средство существования, она зависит от мужа и делается частью его собственности. Ее положение становится еще более неблагоприятным вследствие того, что число женщин обыкновенно превышает число мужчин, чего мы коснемся впоследствии более подробно. Это несоответствие усиливает конкуренцию женщин между собою, которая еще более возрастает благодаря тому, что часть мужчин по разнообразным причинам не женится. Чтобы завоевать мужчину, женщина принуждена, таким образом, вступать в соперничество с представительницами своего пола, используя по возможности свои внешние достоинства.

Если принять во внимание, что показанное выше положение женщины длится многие поколения, то нет ничего удивительного в том, что при длительном влиянии одних и тех же причин это явление приобрело нынешнюю уродливую форму. К этому надо прибавить, что ни в одну из предыдущих эпох конкуренция между женщинами из-за мужчин не была так сильна, как ныне, отчасти по причинам, о которых мы уже говорили, а отчасти от того, о чем нам придется еще говорить. Точно так же и все растущие трудности добиться сносного существования и повышающиеся общественные потребности побуждают женщину больше, чем когда-либо раньше, видеть в браке средство обеспечения.

Мужчины охотно поддерживают подобное положение вещей, так как оно доставляет им известные выгоды. Их гордости, тщеславию, интересу соответствует роль господина и, как все владыки, они мало доступны доводам разума. Но тем более в интересах женщин бороться за установление такого порядка вещей, который освободил бы их из этого унизительного положения. Женщины так же мало могут рассчитывать здесь на помощь мужчин, как рабочие на помощь буржуазии.

Если принять далее во внимание, какие качества характера развивает борьба за привилегированное положение в других областях, например в промышленности, где предприниматели сталкиваются друг с другом, какими низкими и даже подлыми средствами ведется эта борьба, как пробуждается в ней ненависть, зависть и страсть к клевете, то легко понять, что и в борьбе женщин из-за мужчин появляются подобные же качества характера. Отсюда происходит, что в среднем женщины менее ладят друг с другом, чем мужчины, что даже самые близкие подруги легко ссорятся, когда дело идет о том, чтобы привлечь мужчину, и т. д. Этим также объясняется, что совсем чужие друг другу женщины при встрече обыкновенно смотрят врагами. Они тотчас замечают друг у друга неудачно подобранные цвета, неправильно прикрепленный бант и другие столь же важные «проступки». Во взглядах, которыми они обмениваются, можно невольно прочесть приговор. Как будто одна хочет сказать другой: «А все же я умею лучше тебя наряжаться и обращать на себя все взоры».

С другой стороны, женщина по своей природе более возбудима, чем мужчина, она менее рассуждает, более самоотверженна, наивна, в ней больше страстности, которая подымает ее до поистине геройского самопожертвования, когда она вступается за своего ребенка, когда она заботится о близких, ухаживая за ними во время болезней; она в это время прекрасна. Но в фуриях эта страстность выражается самым отвратительным образом. Однако и на хорошие и на худые стороны прежде всего влияет социальное положение: оно развивает, тормозит или изменяет их. Одно и то же побуждение, которое при неблагоприятных условиях является недостатком, при благоприятных становится источником счастья как для нее самой, так и для других. Фурье принадлежит заслуга блестящего доказательства, как одно и то же побуждение человека при различных условиях дает прямо противоположные результаты.[120]

Наряду с влиянием извращенного духовного воспитания не менее важное влияние оказывает извращенное или недостаточное физическое воспитание. Все врачи согласны, что образованию женщины недостает всего того, что необходимо для нее, как матери и воспитательницы. «Солдата учат пользоваться его оружием, ремесленника — его ремесленными орудиями, каждая должность предполагает подготовку, даже у монаха есть свое послушничество. Одна только женщина не воспитывается для ее серьезных материнских обязанностей».[121]

Девять десятых девушек, выходящих замуж, ничего не знают о материнстве и своих обязанностях в браке. Непозволительная боязнь даже матерей говорить со взрослыми дочерьми о половых функциях оставляет девушек в полном неведении относительно их обязанностей по отношению к себе и будущим мужьям. Вступая в брак, женщина обыкновенно попадает в совершенно чуждую ей область; у нее о браке имеется лишь фантастическое представление, большей частью заимствованное из плохих романов и очень мало соответствующее действительности.[122]

Недостаточность хозяйственных познаний, которые при современном положении вещей для брака необходимы, тоже дает повод к раздорам, хотя от многих забот, ранее считавшихся для женщины обязательными, она теперь избавлена. Одни ничего не понимают в хозяйстве, думая, что для них это слишком низко, что это дело прислуги; другим, из широких масс, мешает приготовиться к обязанностям хозяйки борьба за существование: они должны работать в мастерской или на фабрике с раннего утра до поздней ночи. Становится все более ясным, что отдельные хозяйства с развитием современных условий все более теряют почву, они являются лишь бессмысленной тратой денег и времени.

Другая причина, уничтожающая для немалого числа мужчин смысл брака, лежит в физическом развитии многих женщин. Наши условия и способы питания, помещения, работы, развлечения — одним словом, весь образ жизни скорее разрушает, чем укрепляет наши силы. С полным правом можно говорить о нервной эпохе, а нервность идет рука об руку с физическим вырождением. Малокровие и нервозность страшно распространены, особенно среди лиц женского пола. Это все более становится общественным бедствием, которое, продолжаясь в течение нескольких поколений, может погубить наш род, если не удастся нашу общественную организацию построить на более нормальных условиях развития.[123]

Женский организм, учитывая его половое назначение, требует совершенно особого ухода, хорошего питания, а в известные периоды — тщательной охраны. Но для огромного большинства женщин эти условия не выполняются, да при современном положении вещей вряд ли и могут выполняться. К тому же женщины так привыкли к лишениям, что многие из них считают, например, своей супружеской обязанностью предоставлять мужу лучшие куски, а сами довольствуются скудной пищей. Точно так же мальчиков часто питают лучше, чем девочек. Повсюду распространено мнение, что женщина может довольствоваться не только меньшим количеством, но и худшей пищей, чем мужчина. Отсюда та печальная картина, которую для сведущих людей представляет наша женская молодежь.[124] Большая часть наших молодых женщин физически слаба, малокровна, крайне нервна. Следствием являются неправильности менструаций, болезни органов, стоящих в связи с половым назначением, которые часто ведут к неспособности или опасности для жизни рожать или кормить грудью детей. «Если эта дегенерация наших женщин и дальше будет прогрессировать таким же образом, как до сих пор, то недалеко то время, когда станет сомнительным, можно ли и дальше причислять культурных людей к млекопитающим или нет».[125] Вместо здоровой, веселой подруги, способной матери, супруги, выполняющей свои хозяйственные обязанности, муж видит перед собой больную, нервную жену, у которой врач не выходит из дома, которая не переносит ни дуновения ветра, ни малейшего шума. Не станем дальше останавливаться на этом, каждый может нарисовать себе дальнейшую картину; он найдет достаточно примеров в кругу своих родных или знакомых.

Опытные врачи уверяют, что состояние здоровья большей половины замужних женщин, особенно в городах, ненормально. В зависимости от степени болезни и характера супругов такие союзы более или менее несчастны и дают мужу в общественном мнении право на внебрачные вольности, что должно вызывать у жены, раз она об этом узнает, самое тяжелое настроение. Иногда и слишком различные половые требования одной или другой стороны дают повод к разладу, не делая, однако, возможным желанный разрыв.

При этом нельзя умолчать, что значительная часть мужей повинна в тяжелых физических страданиях, которые переносят их жены. Значительная часть мужчин вследствие разврата страдает хроническими болезнями половых органов, на которые часто смотрят слишком легко, так как они не причиняют особых неудобств. Но при половом общении с женой они порождают у нее очень неприятные и тяжелые по последствиям маточные заболевания, которые появляются тотчас после вступления в брак и часто ведут к неспособности зачатия и рождения детей. Обыкновенно несчастная жена не имеет ни малейшего представления об истинной причине своей болезни, которая ее угнетает, портит ей всю жизнь, разрушает смысл брака, она сама себя упрекает и выслушивает упреки других за то, в чем повинна другая сторона. Многие цветущие женщины тотчас после вступления в брак начинают страдать хронической болезненностью, для которой ни они сами, ни их родные не находят объяснения, так как врач должен молчать.

Как показали новейшие исследования, бывают случаи, когда вследствие гонореи в семенной жидкости мужчины отсутствуют семенные клетки и поэтому он лишен на всю жизнь возможности производить детей. Именно это является часто истинной причиной супружеского бесплодия, а не старая, удобная для господ мира традиция, Которая всегда готова взвалить вину за бездетность на женщину.[126]

Таким образом, многочисленные причины в огромном большинстве случаев делают современную брачную жизнь не тем, чем она должна быть. И потому очень сомнительна ценность советов тех ученых, которые думают покончить с эмансипационным движением женщин, указывая им исход в браке, который все более извращается нашими социальными условиями и все менее соответствует своему назначению.

 

Продолжение следует

Бебель Август Фердина́нд - Женщина и социализм



Категория: Классовая борьба | Просмотров: 1190 | Добавил: lecturer | Теги: классовая борьба, кинозал, Социализм, женская судьба, семья, дети, наше кино, Бебель, женщина, коммунизм
Календарь Логин Счетчик Тэги
«  Сентябрь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
наше кино кинозал история СССР Фильм литература политика Большевик буржуазная демократия война Великая Отечественная Война теория коммунизм Ленин - вождь работы Ленина Лекции Сталин СССР атеизм религия Ленин марксизм фашизм Социализм демократия история революций экономика советская культура кино классовая борьба классовая память Сталин вождь писатель боец Аркадий Гайдар учение о государстве советские фильмы научный коммунизм Ленинизм музыка мультик Карл Маркс Биография философия украина дети воспитание Коммунист Горький антикапитализм Гражданская война наука США классовая война коммунисты театр титаны революции Луначарский сатира песни молодежь комсомол профессиональные революционеры Пролетариат Великий Октябрь история Октября история Великого Октября социал-демократия поэзия рабочая борьба деятельность вождя сказки партия пролетарская революция рабочий класс Фридрих Энгельс Мультфильм документальное кино Советское кино Мао Цзэдун научный социализм рабочее движение история антифа культура империализм исторический материализм капитализм россия История гражданской войны в СССР ВКП(б) Ленин вождь Политэкономия революция диктатура пролетариата декреты советской власти пролетарская культура Маяковский критика Китайская Коммунистическая партия Сталин - вождь
Приветствую Вас Товарищ
2024